Ингушских и чеченских многодетных матерей, возможно, не будут поощрять земельными участками. С таким предложением выступил вице-премьер Владислав Сурков на правительственном совещании по жилищной политике. В национальных республиках такое исключение из общих правил считают делением по принципу "свой - чужой", что не способствует сплочению страны. Но с демографическим неравенством тоже надо что-то делать.
На Кавказе всегда рожали много детей, даже в военные и тяжелые 90-е годы. А с введением мер государственной поддержки, таких как выплата материнского капитала на второго ребенка, демографические показатели и вовсе пошли вверх. В Ингушетии 54 процента семей - многодетные. В Петербурге - только один процент. При этом ингушскую семью, по республиканским законам, относят к многодетным только после рождения пятого ребенка, а питерскую уже после третьего.
В других регионах России смотрят на кавказский бэби-бум с завистью, опаской, а то и с возмущением. Предложения отменить федеральные выплаты и льготы многодетным кавказцам звучали не раз из уст политиков и националистически настроенных общественных деятелей. Но впервые этот вопрос ребром встал на высшем уровне.
На вчерашнем совещании по жилищной политике вице-премьер Владислав Сурков попросил не применять к чеченцам и ингушам закон о наделении многодетных семей земельными участками. "Особая ситуация в Чеченской Республике и Республике Ингушетия: руководители попросили сделать для них исключение, так как рождаемость и так высокая, что правда, а земли мало, что тоже правда - горы", - сказал Сурков, чеченец по отцу, хотя и русский по паспорту.
Президент Дмитрий Медведев взял время на раздумья, отметив, что решения нужно принимать "с учетом региональной специфики, опираясь на мнения руководителей и мнения людей".
Осталось понять, мнение каких именно людей надо учитывать. Если речь идет о сторонниках лозунга "Хватит кормить Кавказ", которым премьер Владимир Путин уже неоднократно давал отпор, то чеченцев и ингушей действительно не стоит одарять землей. Но если речь идет о жителях самих кавказских республик, то они от предложения Владислава Суркова явно не в восторге. И не столько потому, что остро нуждаются в земле многодетным семьям, сколько из-за чувства дискриминации по национальному признаку.
На взгляд главы Координационного совета ингушских неправительственных организаций Мусы Мальсагова, нельзя относиться к Ингушетии и Чечне так, словно для них законы Российской Федерации не писаны. "Это предложение показывает, что федеральные власти применяют к национальным республикам принцип "Мы не позволим вам стать чужими, а своими тем более", - заявил он в комментарии корреспонденту GTimes. - Отношений "свой-чужой" нельзя допускать. Мы любим детей, независимо от того, легко нам или тяжело. Здесь рождаются дети, и это граждане России. Какими они гражданами станут - хорошими или нет - зависит и от федеральной политики".
Но ведь Владислав Юрьевич вроде бы озвучил мнение местных руководителей, которые сами попросили избавить их от обязанности поощрять многодетность землей? Муса Мальсагов считает это уловкой федерального центра, который создал видимость инициативы снизу, хотя идея родилась в верхах.
В то же время с аргументом, что в Ингушетии маловато земли, общественный деятель согласен. "Но этот вопрос можно решить. У нас очень много необрабатываемых земель. У нас живут переселенцы из Пригородного района Северной Осетии с 1992 года, за 20 лет уже целое поколение выросло. Если их вернуть на постоянное место жительство, как и переселенцев-чеченцев в Чеченскую республику, то будет где ингушам жить", - предложил Мальсагов. Он также отметил нестыковку между жалобами на нехватку земли и приглашением в республику русскоязычного населения. "Я не против, но куда они хотят поселить русских, если не хватает земли тем, кто будет рождаться?" - недоумевает общественник.
В крайнем случае землю ингушским многодетным можно заменить деньгами, считает Мальсагов. "Тогда я могу поехать, например, в Ставропольский край и на эти деньги купить себе участок. Слава Богу, в Ставропольском крае хватает земель", - говорит собеседник GTimes. Хотя можно не сомневаться, что переселение кавказских многодетных семей в соседние русскоязычные регионы жителям последних не придется по вкусу. А ведь Владислав Сурков, возможно, тоже продумывал вариант денежных компенсаций, так как вслед за просьбой не давать землю ингушам и чеченцам проронил неопределенную фразу: "Будем обязывать их принимать дополнительные меры по укреплению семьи".
Вообще-то, российские власти должна волновать не проблема прироста ингушского и чеченского населения, а убыль русского на бескрайних российских просторах, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. "Если для этого надо как-то ограничить вложения денег в Северный Кавказ - я "за", - заявил в комментарии корреспонденту GTimes один из соавторов демографической доктрины России, замглавы "Движения развития" Серафим Мелентьев.
Он напомнил, что полпред СКФО Александр Хлопонин пообещал кавказцам ипотеку по ставке в 5 процентов. Таких дешевых кредитов на жилье - под 5 процентов годовых - нет ни в одном российском банке. Ежемесячные выплаты по такой ипотеке составят 500-700 рублей. Правда, пока этот проект на Кавказе не реализован. "Если бы такая ипотека была по всей стране, был бы рост рождаемости. А если бы мы еще при этом предоставляли рабочие места, то это бы решило демографические проблемы. Может быть, надо перенять опыт Северного Кавказа?" - предлагает Мелентьев.
Что касается выделения земли многодетным, то демограф не считает это эффективной мерой стимулирования рождаемости. Пустой участок у черта на куличках и без коммуникаций семьям с детьми не нужен. У них, как правило, нет средств, чтобы вдали от квартиры построить дом, да еще подвести туда газ, свет и воду.
По мнению же православного священника, благочинного Грозненского округа отца Георгия, демографические проблемы русских кроются не в социальной или экономической политике, а в несоблюдении христианских заповедей. "Вот по Грозному идет молодая мама, и вокруг нее 4-5 детишек. А у нас два ребенка, и уже все начинают крутить у виска: "Что вы нищету плодите?" - сказал он корреспонденту GTimes. - Мы купаемся в крови своих младенцев, а мусульман Бог благословляет хотя бы потому, что они детей своих не трогают. Убийство и в утробе матери остается убийством, и допускать этого нельзя. А мы, которые называем себя православными, это допускаем. И поэтому медленно умираем".