В Тбилиси и Сухуме активно обсуждают историю с освобождением из абхазского плена священника Мамуки Майсурадзе - отца Ионы. По заявлениям грузинским властей, монаха "удерживали сепаратисты" и требовали за него выкуп. В Абхазии же говорят, что ни о каком похищении и слыхом не слыхивали.
Впервые о киднеппинге в Гальском районе около двух недель назад сообщили грузинские СМИ. Со ссылкой на архиепископа Серафима, митрополита Боржоми и Бакуриани, повествовалось о том, что священник храма Святой Троицы отец Иона 24 января перешел на территорию Абхазии и больше не появлялся. Архиепископ рассказал, что вскоре с ним связались похитители, которые якобы потребовали за Иону выкуп - сто тысяч долларов.
Спустя несколько дней, на традиционной встрече в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты, глава информационно-аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили подчеркнул: исчезновение священника стало главным вопросом прошедших переговоров. Представителям абхазских властей удалось убедить своих грузинских коллег, что задержания Ионы не было и в помине. "Остается вторая версия, что он похищен, и похитители требуют выкуп, - отметил по окончании дискуссий Утиашвили. - Представители Сухуми обещали, что священника освободят в ближайшем будущем".
На столь противоречивом заявлении грузинского представителя история не закончилась. На этой неделе по всем грузинским каналам сообщили - Иона освобожден из абхазского плена. Никаких подробностей о прошедшей "спецоперации" до сих пор не известно. Шота Утиашвили лишь поблагодарил всех сотрудников МВД, участвовавших в освобождении священника. Сначала Иону доставили в Зугдиди, а оттуда - уже в Тбилиси. По признанию самого монаха, грузинские спецслужбы "создали для него коридор", по которому он смог покинуть территорию Абхазии. "Операция прошла мирно, без единой капли крови", - добавил представитель грузинского духовенства.
В один момент священник храма Святой Троицы стал героем первых полос. Кроме того, по всем центральным каналам страны пустили четырехминутный видеоролик с кадрами его освобождения. А по прибытии в Тбилиси с Ионой встретился президент Грузии Михаил Саакашвили.
"Наших граждан мы будем защищать зубами и всеми остальными имеющимися средствами", - пообещал глава страны, добавив при этом, что власти ни на минуту не переставали думать о судьбе представителя духовенства. "Главное, что эти люди поняли и расскажут другим - мы всегда ответим на покушение на безопасность наших граждан", - сказал Саакашвили, опять-таки не вдаваясь в тонкости "образцовой операции". В ответ Иона поблагодарил главу государства: "Для меня очень важно было понимать, что мой президент и страна думают обо мне".
Для абхазских властей завершившийся блокбастер до сих пор остается загадкой. "Во-первых, МВД Грузии не мог проводить на территории Абхазии никаких мероприятий, - говорит начальник Гальского райотдела внутренних дел Лауренс Когония. - Во-вторых, информация о нахождении монаха на территории Абхазии не подтверждается". Когония уверен: Иону держали на территории Грузии. "Если МВД этой страны смогло его освободить, то это их право, - приводит его слова ИА "Апсныпресс". - А дезинформация о том, что он находился в Абхазии, распространяется целенаправленно".
Этому есть и документальные доказательства. Как рассказал начальник Гальского отделения СГБ Абхазии Темур Шергелия, в списках граждан, легально пересекавших границу на КПП "Ингур", гражданин Мамука Майсурадзе (который, как утверждают в Тбилиси, якобы собирался осмотреть и сфотографировать грузинские соборы в "оккупированной" Абхазии) не значится.
По мнению главы Совета безопасности закавказской республики Станислава Лакобы, грузинские спецслужбы "настолько тайно" провели спецоперацию, что о ней в Абхазии вообще никто ничего не знает. "Пусть это будет на их совести, - считает он. - Можем только поздравить грузинские спецслужбы с такой операцией, бесшумной в смысле выстрелов, но слишком шумной в прессе".
Корреспондент GTimes связался со Станиславом Лакобой и попросил его прокомментировать шумиху вокруг "освобождения" отца Ионы. Наш собеседник рассказал об интересных фактах биографии священника. Оказывается, несколько лет назад Мамука Майсурадзе был арестован в Сочи по подозрению в шпионаже в пользу Грузии, а затем - выдворен за пределы РФ. "Но вскоре он каким-то чудесным образом принимает крещение и становится монахом, - иронизирует Лакоба. - Почему-то с самого начала интерес к его мифическому исчезновению проявляло МВД Грузии, в то время как грузинская патриархия хранила молчание. По-видимому, силовые структуры страны решили разыграть спектакль. Заметьте, Майсурадзе принял президент Саакашвили, но не патриарх Илия II. По моим данным, даже в Грузии не верят в эту историю".
Глава Совбеза Абхазии напомнил, что в ходе последнего раунда женевских переговоров делегация из Сухума жестко поставила вопрос по поводу похищения своих граждан в Грузии. "Причем у нас была серьезная аргументация - мы представили множество фактов, - отметил он. - И, как мне кажется, грузинская сторона решила создать проблему на ровном месте: якобы и со стороны Сухума происходит нечто подобное. Возможно, Тбилиси также преследует цель создать некое напряжение перед выборами, как в Абхазии, так и в России".