Однако большинством голосов правящего «Национального движения» (составляет 80 процентов законодательного органа страны) была одобрена кандидатура 34-летниго Николая Гилаури. Таким же подавляющим большинством был утвержден и новый состав правительства - мера обязательная в случае смены главы кабинета.
Премьерское кресло в стране стало чуть ли не роковым: Гилаури - пятый за пять постреволюционных лет. Предыдущий же глава правительства - Григол Мгалоблишвили удержался в нем 92 дня и ушел в отставку в связи с состоянием здоровья. (По неофициальной и более правдоподобной версии его отставка обусловлена конфликтом с президентом).
Кандидатура Гилаури была представлена Михаилом Саакашвили 30 января. Еще тогда парламентская оппозиция заявила, что не поддержит ни ее, ни новый состав кабинета министров, ни предложенную правительством программу «Единая Грузия - без нищеты».
И действительно, против нового кабинета министров проголосовала вся парламентская оппозиция - члены фракций «Христиан-демократы» и «Сильная Грузия». А независимый депутат Джонди Багатурия еще в процессе обсуждения призвал оппозицию покинуть зал заседаний и оставить парламентское большинство наедине с собой при утверждении этого состава правительства. Багатурия не преминул обратить всеобщее внимание на то, что программу «Единая Грузия - без нищеты» Михаил Саакашвили предложил народу еще год назад, но за это время ни одно из обещаний правительства и ни один из пунктов программы не были выполнены. Более того, страна потеряла еще одну территорию - Ахалгори, а неимущими стали тысячи новых граждан. По словам депутата, президент проявил неуважение к своему народу, представив в парламент ту же программу и практически тот же состав правительства.
И в самом деле, все министры сохранили свои посты. Новичков двое. Глава минфина Каха Баиндурашвили, который сменил на этом посту самого Гилаури. И 34-летний Дмитрий Шашкин, возглавивший впервые созданное министерство исполнения наказаний и юридической поддержки.
Несмотря на горячий призыв, никто из оппозиционных депутатов вслед за Джонди Багатурия зал заседаний не покинул, но их выступления были резко критическими. Так, лидер христиан-демократов Георгий Таргамадзе заявил, что не поддержит этот состав правительства, так как он почти не изменился и в сознании народа ассоциируется с насилием, несправедливостью, нарушением прав граждан, ограничением свободы слова, обнищанием еще больших слоев населения.
«Это правительство не борется с нищетой и безработицей, а своей политикой создает их», - заявил Таргамадзе.
Депутат от фракции «Сильная Грузия» Георгий Цагареишвили подчеркнул, в свою очередь, что правительство в очередной раз проявило неуважение к парламенту, так как на пленарное заседание, на котором рассматривался вопрос с новым составом кабинета, не пришли министры обороны и внутренних дел.
В ответ секретарь правительства Грузии Гия Курошвили пояснил, что первый находится в зарубежной командировке, а второй вместе с послами ЕС совершает поездку по зонам конфликта. Уместно отметить, что правительственная карусель - излюбленная манипуляция президента. В последний раз состав кабинета утверждался меньше двух месяцев назад - в первой половине декабря. Тогда и приступили к своим обязанностям новые министр обороны, иностранных дел, культуры и просвещения. Декабрьская реорганизация была девятой за постреволюционные годы. Лидер оппозиционного «Движения за справедливую Грузию» Петре Мамрадзе, как сообщает ИА «Новости-Грузия», убежден, что перестановки в правительстве Грузии и назначения новых премьеров бессмысленны:
«Проблема не в конкретных кандидатах и людях, которых будут занимать посты, а в том, что в целом сформировалась система с изъянами, когда кабинет министров и сам премьер служат просто декорацией. Реальная власть в стране находится у президента и у находящихся рядом с ним всего нескольких человек, о чем уже открыто пишут международные эксперты. Эти люди у власти стоят выше закона, и цель для них оправдывает любые средства».
Между тем, непарламентская оппозиция, в частности лейбористы, накануне обвинили Гилаури в крупной финансовой махинации, связанной с выделением малому и среднему бизнесу кредита в 3,5 миллиона долларов. Эти средства должны были предоставляться под два процента годовых. А банк, выбранный Гилаури без всякого тендера, давал деньги под 12 процентов.
Все оппозиционные партии, как известно, настаивают, что пришло время сменить и парламент, и правительство и, главное, - президента. Ничто другое, утверждают они, - перестановки в правительстве, новый премьер - не спасут Грузию.
Ирина Пташковская