В Чечне растет недовольство по поводу затягивания сроков строительства нефтеперерабатывающего завода в Грозном. Проект должен быть реализован "Роснефтью" уже к 2013 году, но на стройплощадке царит тишина. Об этом заявил президент Чечни Рамзан Кадыров. Госмонополия на его обвинения до сих пор не ответила. Эксперты же объясняют, что российские компании в основном сейчас заняты модернизацией уже существующих НПЗ.
По российским меркам чеченской нефти совсем немного: семь с половиной миллионов баррелей (около миллиона тонн) добывается ежегодно и около 100 миллионов баррелей углеводородов предположительно залегает в республике. Правда, чеченские источники преувеличивают эти цифры процентов на 50, но официальные данные на сайте "Роснефти" именно таковы. И даже эти крохи самой Чечне не достаются - доходы отрасли забирает себе госмонополия, владеющая контрольным пакетом акций "Грознефти". "Черным золотом" Чечня ежегодно отдает около четверти своего немаленького по кавказским меркам бюджета. Взамен от она получает федерального центра гораздо больше в виде дотаций, но они вызывают возмущение россиян в других регионах.
А ведь Грозный мог бы зарабатывать сам, если бы восстановил довоенную промышленность, в том числе нефтеперерабатывающую.
В 2010 году Рамзану Кадырову удалось переубедить "Роснефть", намеревавшуюся было построить нефтеперерабатывающий завод в Кабардино-Балкарии, и договориться о строительстве такого предприятия в чеченской столице, что будет гораздо логичнее - в Нальчике нефти-то своей нет. А в Чечне до развала СССР работали целых три НПЗ (завод им. Шерипова, Грозненский, и Новогрозненский им. Анисимова) общей мощностью 19 миллионов тонн и один химический завод по производству полиэтилена. Конечно, обслуживали их в основном русские специалисты, вынужденные покинуть республику при этнических чистках дудаевских времен. Но нынешний чеченский президент Рамзан Кадыров всерьез говорит о необходимости возвращения русского населения. Если, конечно, после всех криминальных ужасов 89-91 годов, сепаратизма и ответных карательных мер российской армии кто-то из славян захочет там жить.
Тем не менее ОАО "НК "Роснефть" решилась на возведение завода в Заводском районе Грозного. Мощность называлась чисто символическая по сравнению с советскими показателями - до миллиона тонн в год с возможностью увеличения до 1,5-1,8 миллиона тонн. Чеченские власти быстренько подготовили строительную площадку и стали ждать. Закладка первого камня намечалась на лето прошлого года, но сорвалась. На огороженном пустыре и сейчас не заметно никакого движения. Вокруг нее, похоже, никто не собирается восстанавливать железнодорожные подъезды для доставки сырья и отправки бензина и мазута.
Осенью замдиректора департамента развития нефтепереработки "Роснефти" Константин Рудяк говорил о грозненском заводе все еще как о планируемом производстве бензина и дизтоплива "класса 4″ и "класса 5″. Причем миллион тонн в год он называл предельной мощностью, а сначала завод, по словам Рудяка, будет перерабатывать малую толику - по 300 тысяч тонн в год.
В чеченском обществе промедление в строительстве НПЗ было воспринято как намеренное вредительство республике. "Вокруг восстановления чеченского нефтекомплекса много спекуляций, интриг и закулисных игр, - отмечает ИА "Чеченская республика (Чечня) Сегодня". - Строительство нефтеперерабатывающего завода позволит создать тысячи рабочих мест, обеспечить завершенность промышленного цикла, увеличить поступление в республиканскую казну, а деньги пошли бы на восстановление социально-экономической жизни граждан, перенесших тяготы и лишения двух войн. Но вместо этого чиновники от нефти предпочитают дразнить зверя в берлоге, дестабилизируя своими инициативами обстановку в регионе".
На недавнем форуме народов Юга России в г. Кисловодске Рамзан Кадыров акцентировал внимание прессы на том, что "Роснефть" не исполняет своих обещаний. "Они обещали построить нефтеперерабатывающий завод, но до сих пор не заложили даже первого камня", - процитировала слова главы республики его пресс-служба. Чеченский президент уверен, что в республике можно добывать гораздо больше нефти, если вкладывать средства в геологоразведку и бурение.
Выступление Владимира Путина на этом форуме подкрепило претензии Кадырова. Премьер выступил за возвращение квалифицированных специалистов в республику. "Они нужны не только для строительных работ, которые в будущем будут только наращиваться, но и для других сфер. В частности, в сфере добычи и переработки нефти. В республике будет возрождаться нефтяная отрасль, так что нужны нефтяники", - отметил Путин.
"Роснефть" на критику из Чечни сразу не ответила. В пресс-службе корреспонденту GTimes пообещали, что заявление по этому поводу скоро появится на сайте компании.
Однако у экспертов есть достаточно простое объяснение медлительности "Роснефти" в вопросе строительства нового НПЗ - никакой необходимости в новых мощностях российская нефтепереработка не испытывает. "Сегодня нет какой-то срочности в строительстве дополнительных перерабатывающих мощностей, потому что сегодня компании в основном делают ставку не на экстенсивный рост мощностей, не на увеличение мощностей, а на увеличение глубины переработки нефти, чтобы увеличить выход светлых нефтепродуктов, - пояснил GTimes Виталий Крюков, аналитик ИФД "КапиталЪ". - Поэтому компании сегодня ставят на повышение качества переработки. В целом уровень переработки может даже упасть, в то время как выход светлых нефтепродуктов вырасти. На мой взгляд, вряд ли есть какая-то срочность в строительстве НПЗ в северокавказском регионе".