Мужчина и женщина

Абхазская дорога к Богу

Абхазская дорога к Богу. 26243.jpeg

Грузино-абхазский конфликт включает в себя многое, в том числе - вопрос принадлежности православных святынь, находящихся в восточных районах Абхазии, недалеко от границы с Грузией. Любой вменяемый историк скажет о том, что храмы эти византийские, ибо были построены в ту самую эпоху в рамках византийской традиции. Но случилось так, что Илорский и Бедийский храмы особо почитаются грузинами: они очень переживают за их состояние. Корреспондент GTimes посетил Илорский храм.

Начнем статью с самой последней новости об исчезновении в Абхазии грузинского священника Ионы, в миру - Мамука Майсурадзе. Два года назад он стал священником в одном из тбилисских храмов. История его жизни довольно странная. Перед тем как стать священнослужителем в Тбилиси, он был выслан из России, где его заподозрили в шпионаже в пользу Грузии. Но в Грузии считают, что Мамука Майсурадзе - двойной агент. В Абхазию он направился, не получив благословения Патриарха. Как утверждают в Грузии, перейдя границу, священник Иона исчез. В СМИ ходили слухи о том, что его захватили неизвестные преступники, которые потребовали за его освобождение сто тысяч долларов США. Потом эта информация не подтвердилась, но в понедельник никто в Абхазии не мог сказать, где он и что с ним случилось.

GTimes обратилась с вопросом к первому лицу Абхазской церкви иерею Виссариону с вопросом, куда мог деться грузинский священник. "Его арестовали за незаконный переход границы. Я уточняю его конкретное местонахождение", - заявил отец Виссарион Аплиаа. Правда, потом выяснилось, что священнослужитель об аресте узнал по слухам, которые позже были опровергнуты правоохранительными органами. В общем, на данный момент никаких известий об отце Ионе нет, а в Абхазии выражают сомнения в том, что он вообще въезжал на территорию страны.

Но вернемся к Илорскому храму. В Грузии бьют тревогу по поводу того, что он перестроен "на русский манер", и собираются обращаться в ЮНЕСКО за помощью.

На практике "на русский манер" - это на византийский манер. Вся соль противоречий заключается в форме купола Илорского храма. Купол, каким его построили грузины, от старости рухнул. Когда началась реконструкция, реставраторы восстановили старую, историческую форму купола - сделали его таким, каким он был в момент постройки. Сейчас грузины, возмущенные реставрацией храма, забывают о том, что сами когда-то "огрузинили" церковь.

Абхазская дорога к Богу. 26244.jpeg
Купол раздора. В Грузии считают этот купол "русским", в Абхазии - "византийским".

Мы не застали в храме отца Сергия Джопуа, настоятеля святыни, которого в одной из недавних публикаций в грузинской прессе назвали "русским батюшкой". Но он уже давал нам интервью, в котором подробно рассказал об истории церкви.

В храме фотографировать запрещено, поэтому мы сделали только фото его внешнего вида. Но внутри храма, где много фресок с изображениями грузинских святых, там, где краска осыпалась, видны и другие лики, нарисованные еще в VIII веке. На одной из фресок изображена святая Варвара. Эти византийские фрески, по словам отца Сергия, грузины замазали в 1954 году, когда начался процесс превращения храма в грузинский.

Илорская церковь перестраивалась многократно. И в архивах нет недостатка в изображениях, на которых видно, как храм выглядел в разные века. В XX веке мы видим грузинский купол, в XIX купола нет вообще, а до того стоял византийский купол, такой же, как сейчас. Существует целая серия работ разных средневековых путешественников, делавших гравюры с изображением Илорской церкви.

Вообще, как говорят в Абхазии, процесс "грузинизации" византийских храмов начался намного раньше, еще в средние века, когда в Абхазской церкви появилось сильное грузинское влияние. "С XVI века Абхазской православной церковью стали управлять грузинские священники. Они-то и начали менять первоначальную форму купола абхазских храмов, относящуюся к абхазо-аланской школе восточно-римского (византийского) церковного зодчества. Это наглядно видно на примере Моквского храма, где купол был перестроен по образцу грузинской архитектуры", - говорят абхазские священнослужители.

Абхазская дорога к Богу. 26245.jpeg
Моквский собор с классическим грузинским куполом

Благо, Моквский храм от Илорского совсем недалеко, в одном районе Абхазии. И он тоже глубоко почитается в Грузии. Мы едем в Мокву и осматриваем храм, который отлично сохранился, а потому не требует капитальной реставрации. В отличие от Илорской церкви, он не выглядит как новодел. Теперь нам понятно, каким должен быть классический грузинский купол. Он здесь сохранился в неизменном виде.

В этот раз мы не смогли добраться до другой православной святыни Абхазии - Бедийского храма. Хотя он также расположен на востоке Абхазии, но относительно труднодоступен из-за состояния дорог. Эта святыня тоже оказалась в центре грузино-абхазского скандала. Абхазскую сторону обвиняют в том, что из-за неграмотных реставраторов разрушилась фреска с изображением древнего абхазского и грузинского царя Баграта II( в Грузии - Баграт III). Это, конечно, странная претензия. Бедийский храм находится на возвышенности, которая во время войны 1992-1993 года оказалась на линии фронта. Территория, где расположена святыня, контролировалась абхазской стороной, а окружающий район снизу - грузинской. Грузинские формирования, считая, что внутри храма находится штаб абхазских сил, регулярно обстреливали церковь. Причем обстрелу подвергалась именно южная стена - та, где располагалась фреска. Поэтому абхазские исследователи утверждают, что окончательно фреска была уничтожена именно во время войны, так как на многочисленных фотографиях середины прошлого века изображение частично сохранялось, но процесс ее гибели продолжался на протяжении всей советской эпохи, так как храм не реставрировался.