Драматический театр имени Гейдара Алиева в Тбилиси продолжает разрушаться, а обещанного министерством культуры Грузии ремонта так и нет. Актеры вынуждены давать представления на чужих подмостках, потому что в здании с облупленными до кирпичей стенами, мокрыми потолками и обвисшей электропроводкой можно играть только Тарковского, причем без декораций. Так вот грузинские власти заботятся о культуре национальных меньшинств.
Обещанного три года ждут. Государственный драматический театр имени Гейдара Алиева ждет восстановления в три раза дольше - девять лет. В 2003 году грузинские власти вернули азербайджанским актерам старинное здание, отнятое еще в середине прошлого века. Но отдали по пословице «На тебе боже, что нам негоже». Крыша зрительного зала была похожа на решето, сквозь которое можно было смотреть на звезды. Ее отремонтировали на деньги, выделенные тбилисской мэрией. Но на этом реставрация и остановилась.
На одной из репетиций сцена рухнула. Актер провалился этажом ниже, чудом не переломав себе руки и ноги. О том, чтобы в ободранном большом зале давать представления, не может быть и речи. Худо-бедно отремонтирован только малый зал на 60 мест. Поэтому чаще труппа гастролирует. Выступает в ТЮЗе, в театре Руставели или же в провинции - в Марнеули, Дманиси, Болниси, где компактно проживают азербайджанцы.
Картину полной разрухи театра в фоторепортаже представили азербайджанские СМИ, сопроводив комментарием о том, как плохо грузинские власти заботятся о культуре национального меньшинства. Собеседник GTimes из азербайджанской общины Грузии Сулейман Сулейманов такой постановкой вопроса возмущен. «Здание театра нуждается в ремонте и есть намерение властей его отреставрировать, никакого пренебрежения с их стороны нет», - заверил он. Более того, по словам Сулейманова, за годы грузинской независимости восстановлены и построены около ста мечетей. «В Марнеули и Гардабани, где компактно проживают азербайджанцы, открыты центры национальной культуры. Так что распространяется неверная информация», - заключил он.
Другой представитель общины, член организации Tolerance Бахтияр Зейналов, считает, что после публикаций в прессе грузинские власти должны отреагировать и заняться судьбой театра. А что касается заботы об азербайджанской культуре в Грузии в целом, то этим больше занимаются азербайджанские бизнесмены, чем грузинское правительство. «Вот в Тбилиси есть музей имени Фатали Ахундова. Он был очень в плохом состоянии, но госкомпания Азербайджана Socar взяла на себя обязательства отремонтировать дом-музей, и сегодня реставрация заканчивается. Все профинансировала азербайджанская сторона», - подчеркнул Зейналов.
Азербайджанцы могли бы сами привести в порядок и здание театра, не дожидаясь выделения средств из грузинского бюджета. По словам заместителя художественного руководителя театра Намига Гаджиева, Баку обещал на ремонт один миллион евро, но при одном условии - когда все строение по адресу улица Горгасали,1 будет в собственности театра. Пока же фактически ему принадлежит только одна четверть здания.
Там же работает ресторан «Алания», пивной бар, несколько магазинов. Фасад украшают торговцы овощами и фруктами. Все это у парадного входа, в то время как зрители пробираются в театр по лестнице с торца. В этом же здании постоянно проживают около 20 семей беженцев.
«Теперь, чтобы их выселить, необходимо решение правительства. Такое решение принято 9 лет назад, но воплотить его в жизнь невозможно: на это нет средств. В результате на бумаге театр имеет площадь 4 тысячи квадратных метров, а реально владеет лишь 700-ми, да и те требуют капитального ремонта», - сетовал Гаджиев еще летом прошлого года в интервью газете «Вечерний Тбилиси».
Министр культуры и туризма Азербайджана Абульфас Гараев просил своего грузинского коллегу решить проблему с переселением семей и организаций, но в ответ получил предложение перенести в другое место сам театр. На это азербайджанцы не согласны. "Не может идти речи о переезде Тбилисского государственного азербайджанского драматического театра на другую территорию. Наличие театра именно на данной территории имеет большое историческое и культурное значение", - ответствовал Гараев.
В здании на Горгасали азербайджанский театр базируется с начала 20 века. До этого там находился караван-сарай тифлисского купца, уроженца Ирана Хаджи Хашима Марданова. Он пригласил азербайджанского режиссера Мирзахана Кулиева поставить спектакль Мольера «Лекарь поневоле". В представлении участвовал сын купца, в будущем азербайджанский актер Мустафа Марданов. А отец подарил все здание тюрко-татарскому драматическому театру, который закрылся в 1947 году.
Здание более полувека приспосабливалось быть то клубом, то рестораном, то магазином, и когда власти Грузии надумали снова открыть в нем азербайджанский театр, от обстановки начала прошлого века в нем не осталось ничего. Однако назначенный туда режиссером Гоча Капанадзе был уверен, что здание совместными усилиями будет восстановлено и превратится в полноценный центр грузино-азербайджанского искусства. Как видно, он сильно ошибся.
Министр культуры и охраны памятников Грузии Николоз Руруа, навещая в Баку в прошлом году, снова пообещал решить проблемы азербайджанского театра имени Гейдара Алиева. Сколько лет еще ждать?