Мужчина и женщина

Северокавказский туризм идет в гору?

нн. 26134.jpeg

Сегодня в Черкесске вопросы экологии и информационной поддержки северокавказского туристического кластера обсуждает Общественный Совет СКФО. Население региона проект в целом приветствует, но не хотелось бы, чтобы он нанес ущерб природе, а затраченные на него средства были выброшены впустую из-за дурной славы здешних мест. Какими должны быть будущие курорты, корреспондент GTimes выяснял у организаторов туристического отдыха на Кавказе.

На развитие будущих курортов уже решено выделить за пятилетку 60 миллиардов рублей из бюджета России. Но конкретных проектов, а тем более смет, еще нет и в помине. Пока эксперты только изучают инфраструктурные возможности туристического кластера.

В данный момент межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители компании "Курорты Северного Кавказа", Минрегионразвития и Минэкономики России, оценивает потенциал туристско-рекреационной особой экономической зоны "Эльбрус-Безенги" в Кабардино-Балкарии. Группа должна установить, какие коммуникации нужно провести - сети электро-, водо-, тепло- и газоснабжения, водоотведение и очистные сооружения, автодороги, и сколько все это будет стоить. Подобную работу нужно провести в каждой зоне, чтобы к моменту, когда будет верстаться бюджет России на 2013 год, заложить в него необходимые суммы.

Пока проекты в разработке, у общества есть время высказать свои пожелания. Поэтому сегодня в Черкесске проблемы, которые неминуемо возникнут при создании туристического кластера, обсуждает Общественный совет Северо-кавказского федерального округа. В его работе принимают участие полпред Александр Хлопонин, глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов, а также руководители ОАО "Курорты Северного Кавказа".

Переживают о перспективах курортов и на неофициальном уровне. Особенно это волнует тех людей, которые уже давно заняты в туристической сфере Северного Кавказа. У них появится шанс привлечь больше клиентов и повысить доходы. Но существует опасность того, что сами горные курорты в результате модернизации и популяризации сильно изменят свой облик и больше не будут райским уголком, по которому редко ступает нога человека.

GeorgiaTimes уже писала, что в Ингушетии некоторые жители к включению республики в туристический кластер отнеслись настороженно, представив, сколько газов, канализационных стоков и уродливых линий электропередач появится в горах вместе с сотнями тысяч туристов. Но всего этого еще можно избежать в рамках задуманного проекта. Есть технологии, которые сведут неблагоприятное воздействие на природу к минимуму.

Однако сами проекты, если они будут просто скопированы с Запада, нивелируют кавказское своеобразие. На такую далеко не радужную перспективу в разговоре с корреспондентом GTimes указала глава экотурклуба "Нейтрино" Татьяна Волкова.

"Мне очень не нравится насаждение западно-европейского стиля в России, а в особенности на Кавказе - высоко в горах развлекательные комплексы с ресторанами. В горах мне видятся приемлемыми тёплые скромно-уютные турбазы, построенные по новым энергосберегающим и эко-технологиям. Хочется питаться в горах продуктами местных хозяйств и пить воду из-под ледника, нарзан горный, а не из водопровода. Надеюсь, что Безенги, "Президиум Кавказа", сам не допустит наступления неуместной техники. "Горы любят тех, кто любит горы!" - напомнила она стих карачаевской поэтессы Халимат Байрамуковой.

"Я против горнолыжного курорта в Верхнем Чегеме, - подчеркивает Татьяна Волкова. - Там недостаточно снега, придется применять технологии искусственного снега. Это будет погоня за деньгами и уничтожение Верхнего Чегема. Трёх горнолыжных курортов (Домбай, Приэльбрусье, Казбек) вполне достаточно для Северного Кавказа. Их надо развивать, но при этом помнить: туризм должен служить в первую очередь людям, а значит, наиболее актуальным является оздоровительный, активный и познавательный краеведческий туризм".

Собеседница GTimes убеждена, что проект "Курорты Кавказа" послужит на благо России и россиян только при полном согласии с проектами развития сельского хозяйства, кавказских заповедников, науки и образования, промышленности. "Только в таких условиях будет развиваться устойчивый туризм на Северном Кавказе, как и по России в целом", - убеждена Татьяна Волкова.

Скептиков, которые считают, что вкладывать денежки в кавказские курорты бесполезно, потому что там идет война и туристы туда не поедут, легко опровергнуть. "Последние два года в условиях КТО на кавказские горы ездили россияне, которые давно знают Кавказ и не боятся, ориентируются без СМИ. В верховья Чегема и Безенги, в Приэльбрусье ездили самодеятельные группы из Москвы и Питера, студенты, взрослые и детские группы, руководители которых договаривались с местными инструкторами. Высокогорный парадром вблизи Эль-Тюбю никогда не пустовал. Турбазы Северного Кавказа продолжали посещать люди из Ростовской и Астраханской области, Краснодарского и Ставропольского края, с Украины, - говорит глава экотурклуба. - Если вы приехали на Кавказ в гости - вас тем более никто не тронет. Я проехала одна на машине от Карачаевска до Дербента, меня встречали на погранпостах, на дорогах республик никто не тревожил. Ездить по Махачкале мне лично спокойнее, чем по Москве. Я ездила с открытым сердцем в гости, и мне отвечали тем же".

Зимой на парадроме Эль-Тюбю - нелетный сезон. Но за пять теплых месяцев этого года высокогорную базу парапланеристов посетила тысяча человек, сообщил GTimes президент Федерации сверхлегкой авиации КБР Марат Мушкаев. "Основная наша база находится в Пятигорске, а к нам многие приезжают просто на экскурсию. И у нас в горах почему посещаемость страдает - здесь не каждый может летать. Только очень сильные спортсмены осваивают горные условия полета. Те, кто только начинает летать, боятся к нам ехать", - объяснил наш собеседник.

Расширить круг увлеченных парапланеризмом помогают соревнования, которые федерация периодически проводит при содействии правительства Кабардино-Балкарии, и сотрудничество с московской школой парапланеристов "Вектор". Посетители парадрома - люди неприхотливые и закаленные экстремальным видом спорта, так что они прекрасно обходятся палаткой, спальником и примусом. На высокогорной базе для них работает кафе, где готовят блюда кавказской кухни, и баня, в которой можно отдохнуть после тяжелого похода и полетов. В отелях и прочих атрибутах курортного отдыха спортсмены-парапланеристы особо не нуждаются. "Говорят, где-то здесь проведут канатную дорогу, но я никаких конкретных проектов еще не видел", - отмечает Марат Мушкаев. Но в одном он уверен - развитие курортов будет способствовать стабилизации ситуации на Северном Кавказе. Лишь бы перспективы не превратились в ультиматум - либо кластер, либо горы.