В Карачаево-Черкесии началась разработка проекта восстановления сквозного автомобильного движения по транскавказскому пути в Абхазию.
"Мы получили политическую поддержку руководства (России) по части идеи восстановления Военно-Сухумской дороги для обеспечения сквозного проезда из Черкесска в Сухум", - сообщил вице-премьер правительства Карачаево-Черкесии Исмаил Алиев. По его словам, реализация проекта позволит превратить весь западный Кавказ в "огромный горно-морской курорт".
Абхазское руководство, как утверждают в КЧР, также поддерживает идею восстановления второй дороги в Россию. Сейчас обе страны связывает только прибрежное шоссе Сочи - Сухум.
Резкое неприятие проекта высказал министр экономики абхазского (читай прогрузинского) правительства в изгнании Котэ Кучухидзе. Упирая на то, что за решением восстановить дорогу кроятся большие интересы России. Мол, Военно-Сухумский тракт с 1946 года не используется как автомобильная дорога и с чисто экономической точки зрения он совершенно бесполезен.
"Восстановление этой дороги связано с коллосальными суммами, - сообщил Кучухидзе агентству GHN. - В то время как Россия не может восстановить собственные дороги, она выступает с инициативой восстановления Военно-Сухумской тракта по Кавказском хребту».
Это означает, убежден министр без экономики, что Россия готовит еще одну оккупацию территории Грузии.
Вообще-то, Военно-Сухумский тракт нужен и для стратегических целей. Между прочим, аналогичная ситуация и с Южной Осетией. Там планируется строительство запасного пути через Мамисонское ущелье. Практически с нуля.
То есть, с военной точки зрения, наличие и тут, и там только одной дороги, связывающей республики с Россией, таит определенную опасность. Достаточно вспомнить многокилометровую пробку из российской военной техники, образовавшуюся у входа в Рокский тоннель в первые дни августовской войны. И Россия не может пренебречь интересами той и другой республики в случае, если возникнет угроза их безопасности.
Кстати говоря, проект обусловлен и еще одной выгодой. Дело в том, что в отличие от Мамисонского ущелья у Военно-Сухумской дороги есть один плюс. В древности она была известна под названием «Турецкая тропа». Это был основной караванный путь, связывающий Колхиду с Каспием. Окрестности там просто нашпигованы различными памятниками древнего зодчества. И если в качестве автомобильной трассы Военно-Сухумский тракт давно не функционирует, то как туристический маршрут он до сравнительно недавнего времени был очень популярен. Пока в Абхазию не пришла война 1992-93 гг. Эту трассу в районе Кодорского ущелья разрезала линия фронта, просуществовавшая до августа прошлого года.
С тех пор по тракту прошло только несколько туристов, влекомых экстримом. И те отмечали, что это очень опасно: с блок-постов с обеих сторон обычно сперва стреляли, а уже потом спрашивали документы. Сейчас такой опасности нет, и Абхазия с Карачаево-Черкесией смекнули, что возрождение туристического маршрута - и не только, разумеется, пешего - может принести неплохие деньги. По расчетам правительства КЧР, реализация этого проекта позволит увеличить доходы республиканского бюджета на 20 процентов. К тому же, восстанавливать надо только участок дороги протяженностью около 50 км в районе Клухорского перевала. По оценкам специалистов, основная сложность в его эксплуатации - высокогорное расположение. Здесь тракт проходит на высоте почти 2800 метров, и в холодное время года дорогу заваливает снег.
Сергей Чайкин