Мужчина и женщина

Куда делись абхазские мандарины?

Куда делись абхазские мандарины?. 26013.jpeg

Новый год без абхазских мандаринов - не Новый год для миллионов россиян. Они стали таким же неотъемлемым элементом торжества, как оливье за праздничным столом и звон бокалов с шампанским. Но с каждым годом мандаринов становится все меньше. GTimes отправилась туда, где они растут - в Абхазию, чтобы узнать, куда деваются цитрусовые по дороге в Россию.

Понять, когда в Абхазии заканчивается бархатная осень и начинается зима, очень трудно. Зима здесь, на побережье - это длинная осень, через много месяцев переходящая в весну. А потом, яркие краски субтропической флоры никуда не деваются с началом календарной зимы. Мы знаем, что именно в это время сады переполнены яркими, желтыми плодами цитрусовых. Но в этом году на деревьях только вечнозеленые листья. Как будто сбор урожая уже закончился. Но местные говорят, что мандаринов особо и не было. Год неурожайный.

Неурожай в цифрах представил буквально накануне новый министр сельского хозяйства Абхазии Беслан Джопуа. «Планировали урожай в объеме 22 тысяч тонн, получилось только 10», - сказал министр. По его словам, виноваты заморозки, которые в этом году ударили очень рано по местным меркам - в ноябре. Впрочем, местные жители теперь хотят задать вопрос своему министру - где он видел мандарины до ноября, когда ударили заморозки? «В этом году вообще не было мандаринов, год такой», - говорят нам знающие люди.

Читайте так же: Бесхозный Бакур Квезерели

Мы поехали по хозяйствам, где есть плантации. Диагноз везде один и тот же - мандаринов нет, потому что прошлая зима была слишком теплой. Оказывается, чтобы был хороший урожай, нужно чтобы после сбора, в январе или феврале, хотя бы раз ударили заморозки. Тогда погибают всякие вредные микроорганизмы. А в уходящем году заморозков не было. «Это нормально, один год урожайный, другой нет», - говорит нам Амалия Чадоян, хозяйка плантации. Но есть еще и другие причины.

Мы в селе Дранда, это не очень далеко от Сухума. В каждом сельском дворе своя небольшая плантация мандаринов, лимонов, апельсинов. В одном дворе мы видим желтые плоды, которым, как выясняется, не сильно повредили ноябрьские заморозки. В другом дворе цитрусовых нет вообще. «Еще оттого, как ухаживают за садом, многое зависит», - посмеивается над соседями хозяин урожайной плантации.

Но вообще все сходятся на том, что климат изменился не в лучшую сторону для таких капризных фруктов, как мандарины. Осень сдвинулась к новому году, зима начинается только в феврале, но и продолжается до конца апреля, когда на гагрских пляжах температура воздуха такая же, как в Москве.

Цитрусовые, действительно, капризная вещь. Они требуют ухода, лечения, и главное - опыта. Просто так прийти и начать выращивать мандарины - себе в убыток. Урожая не будет. Поэтому урожаи и сокращаются год от года. Хорошо идут дела у крупных плантаций, где дело поставлено так, как надо. А крестьяне постепенно теряют к этому интерес - «овчинка выделки не стоит». Проще высадить какой-нибудь красный перец, заработав больше за короткое время.

По сухумскому рынку не заметен жесткий кризис, в котором находится абхазская мандариновая индустрия. Здесь масса предложений, взгляд разбегается. Цены так себе. Тридцать-сорок рублей за килограмм в зависимости от качества. Оптом дешевле. Но коммерсанты роют землю носом, чтобы найти товар. «Мало мандаринов в этом году. Приходится ездить по деревням, искать», - говорит сухумский предприниматель. Он прав. Ранним утром перед главным сухумским рынком собирается толпа перекупщиков, которые буквально штурмуют каждый автобус, приходящий на рынок. В старых, видавших виды Икарусах и ЛАЗах, крестьяне привозят мешки с товаром.

Читайте также: Саакашвили продал родную землю

У Абхазии и помимо мандаринов есть что предложить к новогоднему столу. Сушеная хурма, всякие разные яства, а главное - вино. С этим проблем нет, но в республике один-единственный производитель, который имеет право вывозить алкогольную продукцию в Россию. Это компания «Абхаз-алко», которая владеет популярными брендами - «Лыхны», «Псоу» и другими. Но вино и чача кустарного производства тоже очень активно вывозятся за границу, но только «для себя», в сумках и чемоданах. Тем не менее, это тоже бизнес. Конкуренция здесь большая и за продавцами покупатели не бегают. Надо придумывать хитрые схемы. И вот тут современные технологии оказались востребованными. Баба Римма торгует домашним вином, чачей, коньяками и всякими наливками на сухумском рынке уже много лет. Ее торговая точка выглядела так, как выглядят торговые места обычно на базарах бедных азиатских стран, зато приносила неплохой доход. Место было «набитое», горожане знали бабу Римму в лицо, а туристов привлекал ассортимент. Но недавно завершилась реконструкция рынка и не эстетичные места убрали, а торговцев перевели на второй этаж рынка. Там тепло и есть условия, но нет клиентов: люди не знают это место. И вот завела баба Римма себе аккаунт в Фейсбуке. Явно не без помощи внуков зафрендила кучу сограждан и их друзей, кто часто бывает в Абхазии, и принялась рекламировать свой товар. Новогодняя выручка у бабы Риммы явно обещает быть неплохой.

В общем, в этом году у россиян есть, скорее, шанс выпить домашней абхазской чачи, чем попробовать мандарины. Как бы там ни было, а десяти тысяч тонн на всех желающих не хватит.