Когда противостояние в Южной Осетии было в самом разгаре, оппозиционеры обвиняли власти в серии арестов сторонников Аллы Джиоевой, причем по обе стороны Главного кавказского хребта - и на юге, и на севере Осетии. Задержания учредителя сайта "Уацамонга" Сослана Кокоева и журналистки Марии Плиевой прогремели особенно громко. Освобождение заключенных было одним из условий мирного соглашения, которое позволило республике выйти из кризиса. GTimes решила разобраться, выполнен ли этот пункт полностью.
Оппозиционер Алан Кочиев был арестован в Цхинвале еще до начала предвыборной кампании. Вчера его освободили под подписку о невыезде. Дело Кочиева было самым громким из серии арестов оппозиционных активистов. Теперь он на свободе, и это доказывает, что соглашения между властью и оппозицией могут быть реализованы на практике. Но не всем повезло так же. Посмотрим, как обстоят дела у журналистки Марии Плиевой и оппозиционера Сослана Кокоева, задержанных во Владикавказе.
Плиева в интервью GTimes сказала, что сейчас ей предъявлено два обвинения (изначально их было три). Это оскорбление сотрудников правоохранительных органов при исполнении и организация незаконного митинга. По первому обвинению мировой суд ранее оправдал журналистку, но прокуратура оспорила это решение, претензии были частично удовлетворены и дело вновь отправилось на расследование. По второму же обвинению суд признал Плиеву виновной, но адвокат подал апелляцию. Это, конечно, долгоиграющая пластинка, но во всяком случае Мария Плиева находится на свободе, как и большинство других участников осетинских политических баталий.
Намного хуже обстоят дела у журналиста Сослана Кокоева, который продолжает находиться в тюрьме. Мы поговорили об этой ситуации с его супругой Анной Кокоевой.
- У нас сложные перспективы. Из пятерых арестованных только на Сослана заведено дело, хотели даже передавать в суд. У остальных дела в замороженном состоянии. Адвокат списки всякие подавала, ходатайства и все прочее. Обвиняют его в хранении наркотиков.
-Вы считаете это дело политическим?
- Разумеется, потому что с самого начала были нарушения. В начале декабря его должны были отпустить из суда домой, под домашний арест, а вместо этого отвозят в РУВД и там еще восемь часов всех нас держат, без всяких объяснений. Потом все-таки отпускают. А на следующий день еще два судебных разбирательства, по которым его уже забирают окончательно. Если бы его брали за наркотики, его бы не выпустили. Такое ощущение, что его боятся, пытаются полностью изолировать. К Сослану дней, наверное, десять не допускали адвоката вообще. Сейчас, правда, она к нему заходит практически каждый день. Состояние у него нормальное, по ее словам. Но мне свиданий не дают, ничем не аргументируя.
-Он поддерживал юго-осетинскую оппозицию. Сейчас сторонники Джиоевой или она сама как-то помогают ему?
- Сегодня мне должны прислать официальные документы от Аллы Алексеевны о том, что они являлись ее сторонниками, активными участниками ее штаба, у него был сайт официальный, на который вывешивалась вся информация по предвыборной кампании и о ходе выборов - "Уацамонга". Было время, когда его закрывали, блокировали.
-Есть положительные перспективы?
- Насчет перспектив: мы собираемся митинг устраивать 27 декабря, но пока большой вопрос - разрешат они или не разрешат. Такое ощущение, что могут не разрешить. Поэтому до марта полная неопределенность. Хотя в подписанном соглашении был пункт об освобождении политзаключенных. Да, Кокойты ушел, но местные власти совсем не хотят признавать, что там что-то политическое, они настаивают, что это уголовное.
- Кто-то предлагал вам помощь?
- Люди, которые занимаются правозащитной деятельностью. Они готовы заниматься нашим делом, раскручивать его на полную катушку, раскрывать его политическую подоплеку. И мы будем этим заниматься уже сейчас, потому что мне все говорят: "Подожди марта, 25-го новые выборы, и там, может, разберутся...." А я говорю: Пока март придет, их могут просто осудить". По крайней мере Кокойты относится к Кокоеву как к личному врагу. Два дня назад следователь уже заявил, что дело закрыто, хотел передавать в суд. Только благодаря тому, что адвокат написала новое ходатайство, этого не случилось. К тому же там тоже свои рамки, необходимо время для того, чтобы обвиняемый ознакомился с делом... Так что, я думаю, раньше февраля ничего не будет.
-Какая, на ваш взгляд, реальная причина его ареста?
- Моего мужа хотели "закрыть" после того, как он дал интервью радио "Свобода", но чтобы это не выглядело так очевидно, задержали и других. Власти очень прицепились к этому интервью, сразу пошли слухи, мол, "смотрит на Запад". Стали придумывать, будто бы люди на площади кричали "Мы не хотим с Россией!" и прочее, хотя этого никогда в жизни не было. У нас дома лежат материалы Сослана, так и неопубликованные. И там совершенно другие фразы, про интеграцию с Россией, потому что без нее никуда. И это совершенно грязная игра, когда нас пытаются обвинить в прогрузинской позиции и всем таком. Мы воевали три года назад. Это действительно грязная игра.