Президент Грузии Михаил Саакашвили лично проинспектировал батумские стройки, выбрав для этого самое подходящее время: три часа ночи. Как известно, люди в Сакартвело работают от зари до зари, но что написано по этому поводу в Трудовом кодексе?
Какой государственный строй царит нынче в Грузии? Кажется, ответ на этот вопрос ясен до неприличия: Сакартвело - президентская республика, неуклонно бредущая по пути демократии. Но если приглядеться, выясняется удивительное. На самом деле в Грузии царит самый настоящий рабовладельческий строй, прикрытый флером бравурных президентских речей.
Минувшей ночью Михаил Саакашвили не спал. В три часа пополуночи президента можно было застать не в кровати, а на стройке города Батуми. Спросите, что делал Мишико в такое время в месте, где в темноте можно сломать руки, ноги и шею? Может быть, ему тоже захотелось походить в гипсе, как ходит сейчас главный кумир Саакашвили Андерс Фог Расмуссен? Президенту вроде уже не десять лет, да и в увлечении паркуром грузинский лидер, кажется, еще не был замечен. Но ларчик открывается просто: Михеил инспектировал рабочих, которые день и ночь вкалывают на стройках социализма, то есть, извините, "демократии".
Бессонницей Мишико страдал не один, а вместе с председателем правительства Аджарии Леваном Варшаломидзе, который, может быть, и хотел по-человечески выспаться, но был вынужден составить компанию неугомонному президенту. На пару они осмотрели строящуюся гостиницу Kempinski, новый технический университет, Дом правительства и жилые корпусы. В три часа ночи работа тут шла полным ходом, что доставляло массу приятных ощущений жителям соседних районов.
"Грузия строится днем и ночью, так как в течение десятилетий мы потеряли много времени, и у нас нет времени для сна", - так объяснил безостановочные работы лидер Сакартвело. И добавил, что он "не может не гордиться этим".
Не очень ясно, чем гордится глава страны, жители которой вынуждены вкалывать без сна и отдыха? Разве что отлично выстроенным рабовладельческим строем. Но, согласитесь, подобные "прорывы" были уместны в конце первобытно-общинного периода, когда переход к рабству, наверное, и правда смотрелся свежо и прогрессивно. Но сейчас? В двадцать первом веке? На фоне бесконечной трескотни о демократии и правах человека?
Кстати, о них. Мишико извинился перед теми жителями Батуми, которым не дает уснуть не пылкая любовь к труду, а грохочущая стройка. Но из извинений грузинского лидера не то что шубы не сошьешь - из них даже беруши не сделаешь. Поэтому все больные, дети, старики и молодые родители с младенцами на руках, живущие неподалеку от места трудового подвига, будут и дальше наслаждаться тем, как быстро растет их город - и днем, и ночью.
Безусловно, можно недоуменно вздернуть бровь: да что же здесь плохого и смешного? Люди в поте лица строят свою страну, трудом компенсируя бездарность правительства, а заодно зарабатывают себе на хлеб насущный. Ведь ночные работы - это однозначно переработки, стало быть, и оплачиваются они по повышенным тарифам, как это принято в развитых странах. Так?
Да вот и нет. Несчастные строители вкалывают круглосуточно не из любви к стране, и даже не ради прибыли. Они просто боятся потерять работу. Их начальники нагло пользуются самым главным народным страхом: остаться на улице без источника дохода.
Компенсации за переработки и работу в неурочное время? Да помилуйте. Трудовой кодекс Грузии и слов-то таких не знает. Как известно, защищает он исключительно работодателей.
"Набор гарантий минимален: нельзя нанимать детей и беременных женщин на тяжелую работу, надо обеспечить сотрудникам безопасность на рабочем месте, дать двухнедельный отпуск и четырехмесячный декрет. Трудовые договоры разрешено заключать в устной форме, расторгнуть их работодатель может в одностороннем порядке за один день без объяснения причин, а на расчет с уволенным сотрудником отводится неделя. Никаких норм (продолжительность рабочего дня, условия труда, минимальный размер зарплаты, оплата отпуска) государство не устанавливает, перекладывая эту ношу на плечи граждан. Люди лишены элементарных гарантий, не говоря уже о таких благах цивилизации, как соцпакет и премиальные. Зато работодатель защищен: наемник обязан сообщить ему об уходе за месяц, иначе останется без выходного пособия", - писала ранее GeorgiaTimes.
Как мы видим, ни о каких компенсациях за сверхурочную работу нет и речи. А если кому-то не нравится пахать 24 часа в сутки, без перерывов на сон, еду и перекур - пошел вон, тебе живая очередь в затылок дышит, мечтая о твоем месте. В течение недели тебе, может быть, заплатят. А может, и нет.
Так по-свински, к примеру, поступили со строителями, которые по личному приказу Саакашвили день и ночь работали над реставрацией проспекта Давида Агмашенебели в Тбилиси. Втемяшилось грузинскому президенту, что проспект должен быть реабилитирован к 23 ноября - вот и вкалывали рабочие в поте лица, хотя отлично знали, что к этой дате успеть просто физически невозможно.
"Это приказ. Надо его выполнить. Много зданий еще не закончены. Строим и новые дома. Естественно, всего этого не успеть к 23 ноября. Но снаружи надо сделать так, чтобы было видно завершение работ на проспекте, хотя бы на его центральной части, где в среду будет президент", - рассказывал за несколько дней до окончания работ один из строителей.
А теперь выясняется, что этим людям даже не заплатили. Рабочим пришлось устраивать настоящий митинг и требовать свои кровные. Они должны были получить по 1500-2500 лари, что для нищей Грузии - целое состояние (сколько же им не платили, если среднемесячная зарплата составляла от 500 лари и ниже?!). Но не получили и тетри.
Знаете, при рабовладельческом строе все-таки было лучше. Тогда рабов хотя бы кормили.