Мужчина и женщина

Лучше предвосхитить пограничный инцидент, чем…

Миссия наблюдателей ЕC (МНЕС) 28 января обнародовала подписанный с Грузией в Тбилиси двумя днями ранее меморандум о создании зон ограниченного вооружения на прилегающих к Абхазии и Южной Осетии территориях. Об этом стало известно из официального сообщения миссии.

По информации «Интерфакса», согласно подписанному документу, Грузия согласилась не размещать в пределах 15 километров от административных границ Абхазии и Южной Осетии военные формирования численностью не более одного батальона. А также вооружение калибром более 120-мм и сверх пяти боевых систем или бронетехнику с вооружением от 60 до 119-мм калибра.

"Это предоставляет вооруженным силам Грузии, - приводит Civil.ge слова заместителя руководителя операций МНЕС Клайва Тротта, - определенные возможности для обороны. Но таким объемом вооружений невозможно будет осуществить нападающие операции».

А чем более всего удовлетворена другая сторона? Об этом говорится в официальном сообщении внешнеполитического грузинского ведомства, которое опубликовал «GHN»: «Меморандум по взаимопониманию является еще одним выражением доброй воли со стороны Грузии и знаком ее готовности осуществить выполнение шестипунктного соглашения 12 августа 2008 года о прекращении огня» (план Медведева-Саркози. - АГ).

Таким образом, миссия Евросоюза взяла на себя определенную ответственность за исключение грузинской агрессии против Абхазии и Южной Осетии. Вместе с тем, 27 января стало известно, что ЕС также будет контролировать передвижение грузинского военного контингента в зонах, прилегающих к границам Абхазии и Южной Осетии. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на минобороны Грузии. Согласно информации пресс-центра этого ведомства соответствующий документ, тоже включенный в меморандум, подписали глава Васил Сихарулидзе и руководитель миссии наблюдателей Евросоюза Ханс Йорг Хабер.

Этот немецкий эксперт остался доволен итогами встречи с Сихарулидзе, отметив, что для Грузии было непросто пойти на такой шаг, поскольку ей «пришлось сочетать военную ценность такого документа с дипломатической». Хабер оценил подписание меморандума как «смелый и односторонний шаг Грузии», который должен стать примером для России, и призвал официальную Москву подписать с ЕС аналогичные соглашения.

"Мы должны использовать все имеющиеся у нас под рукой каналы, - приводит слова Хабера тот же Civil.ge, - чтобы привлечь Россию рассмотреть варианты ответных шагов и обеспечить прозрачность своих войск в Южной Осетии и Абхазии». Хаббер призвал Россию «отойти от административных границ так же, как в рамках договоренности это делают грузины», поскольку «это очень важно для установления стабильности во всем регионе".

Тем временем 27 января в Москве замглавы МИД РФ Григорий Карасин принял спецпредставителя ЕС по Грузии Пьера Мореля. Как проинформировали РИА Новости в пресс-службе российского внешнеполитического ведомства, они обменялись мнениями о текущей ситуации в Закавказье. Что тем более актуально в виду намеченного на 17-18 февраля очередного раунда женевских переговоров по стабильности и безопасности в регионе. «С российской стороны, - говорится в сообщении, - была акцентирована необходимость скорейшего согласования с наблюдателями ЕС режима безопасности в приграничной зоне».

Таким образом, многими, и заслуженно, критикуемый «лед ЕС» в отношении эффективности работы наблюдателей, похоже, тронулся. Без сомнения, предпринимаемые наконец-то Евросоюзом меры нужны и важны. Тем более в свете объяснения, которое дал Хабер в связи с упомянутыми только что упреками:

«Проблема заключается в том, что в очень многих случаях мы не можем возложить вину на какую-либо сторону за конкретный инцидент. Это происходит потому, что мы используем очень высокие стандарты доказательств».

Действительно. Лучше предупредить приграничный инцидент, чем потом долго (и не факт, что успешно) искать виновника, при отсутствии доказательств, соответствующих «высоким стандартам».

Артем Горбунов