В Тбилиси перед зданием парламента состоялся митинг, на котором несколько десятков человек потребовали от властей страны решить проблему безработицы. Акция прошла под лозунгом "Лодырь Бакрадзе и мошенник Кублашвили - не спасетесь от безработных".
Митингующие обращали свои призывы к первым лицам парламента - Давиду Бакрадзе и главе юридического комитета парламента Павле Кублашвили. Они считают, что парламентарии способны решить их проблему. А проблема проста - нужна работа, чтобы не умереть с голоду. Особенность этой акции в том, что на ней собралась молодежь, а не старые советские "бесперспективные" пенсионеры.
Участники акции протеста уверяют, что безработные умирают с голоду. Может быть, они и преувеличивают, но то, что в Грузии есть громадная масса людей, не имеющих постоянного источника дохода - факт. И им часто нечего есть.
Грузия - страна с очень низким уровнем жизни населения. Чтобы это понять, достаточно погулять по Тбилиси хотя бы полчаса. У вас обязательно кто-нибудь попросит деньги. Причем это будет не классический нищий или бомж, а аккуратно одетый интеллигент.
Есть только один путь спасения от нищеты - дать людям работу. Но с другой стороны, в Грузии бедность особенная, связанная не только с постсоветской деградацией и кризисами. Сейчас эксперты и политики ломают голову над тем, как вытащить страну из тотальной безработицы.
Проблема в том, что проблемы трудоустройства жителей заботят политиков и экспертов, но не грузинские власти. У них свой привычный путь - моделирование виртуальной реальности. По мнению президента страны Михаила Саакашвили, которое он высказал только на днях, уровень безработицы в стране по сравнению с прошлым годом упал на два процента. При этом независимая экспертиза показывает прямо противоположные результаты. Неправительственная организация "Центр исследования экономической политики" распространила доклад под названием "Трудоустройство и тенденция безработицы в Грузии". Согласно этому докладу, по сравнению с 1998 годом уровень безработицы в стране увеличился с 12.4% до 16.3%. То есть общая картина прямо обратна словам грузинского лидера.
Теперь разберемся с цифрами. Безработица на уровне выше 10% - это плохо, но не критично. Например, в странах Евросоюза общий уровень безработицы в связи с экономическим кризисом дорос до 9%. Все дело в том, что цифры, которыми оперируют официальные структуры, не отражают реальность. Они учитывают людей, которые официально имеют статус безработных. Но не учитывают самозанятых. Проще говоря, вы таскаете ящики с бананами со склада и продаете их на улице. Это значит, что у вас есть работа. Хотя ящики с бананами вы таскаете именно потому, что у вас нет работы. Таким образом, если вы еще вчера сидели дома, а сегодня вышли продавать бананы, то выходит, что общий уровень безработицы снизился. Потому что вы сами себе решили проблему трудоустройства.
По оценкам грузинской оппозиции, реальный уровень безработицы в стране достигает 70%. Допустим, они преувеличивают. Но факт, что проблема трудоустройства налицо. Даже если бы все реформы шли с успехом, Грузия переполнялась бы инвестициями и новыми предприятиями, а везде и всюду можно было бы найти работу, то даже в этом случае уровень безработицы был бы высоким. Дело в том, что в Грузии абсолютно нищая провинция. 70% сельских жителей живут за счет натурального хозяйства. Таким образом, среди официальных безработных они не числятся. Но на деле никакой работы, за которую можно было бы получать деньги - неважно, много или мало - в селе нет. Все происходит на уровне товарного обмена - чистое средневековье. В провинциальных городах тоже огромное число самозанятых людей - как раз тех, кто торгует овощами и фруктами на улице, да и вообще занятых любым, даже временным трудом. Решить их проблемы грузинская экономика априори не в состоянии.
Доклад "Трудоустройство и тенденция безработицы в Грузии", о котором мы выше писали, отмечает, что самый высокий уровень безработицы - среди молодежи от 25 до 35 лет. Это в корне опровергает тот тезис, что большинство безработных - люди среднего и старшего возраста, которые учились в советскую эпоху и знания которых неприменимы сегодня.
Грузинские экономисты пишут, что это бред. Самая большая проблема экономики в том, что нет запроса на рабочую силу, в стране создается мало новых предприятий - соответственно, мало рабочих мест. В ином случае, если бы рынок развивался, он сам бы отрегулировал занятость. Люди, чтобы подстроиться под конъюнктуру, могли бы переучиваться, получать новые знания, осваивать новые технологии. Всего этого они не делают, ведь на это нет спроса. Проще говоря, если сегодня торговец бананами научится веб-дизайну, это вовсе не означает, что ему удастся найти работу.
И наоборот, после "революции роз" власти проводили политику, которая вряд ли могла положительно отразиться на рынке труда. Они зазывали капитал, предлагая ему абсолютную свободу от социальных обязательств. Было время, когда инвестиции за счет подобных условий приходили быстрее. Но такие инвесторы брали на работу не квалифицированных рабочих, которым надо больше платить, а просто голодных людей с улицы, ведь им можно было выдавать по сто долларов в месяц. И поэтому рост производства, который отмечался в стране в предыдущие годы, не повлиял положительно на число рабочих мест.