Мужчина и женщина

Страна, которую построил Мишико

Страна, которую построил Мишико. 24622.jpeg

Грузия старательно избавляется от советского прошлого, считая его наследием "оккупантов". Кавказская республика желает развиваться в одном направлении с Европой и отказывается от азиатских корней. Однако, по мнению британского журналиста Павла Варгана, новый лидер Сакартвело все равно стремится к величию и прославлению своих деяний через архитектуру неоклассицизма. Вот только это направление не было основным в работе советских архитекторов, а то, чем занимается господин Саакашвили, называется авангардом.

В последнее время шишки на голову грузинского президента сыплются все чаще. Теперь потешаться над Михаилом Саакашвили и его демократией начали уже иностранные акулы пера, что весьма странно, учитывая их кропотливую работу в пользу Грузии во время конфликта в Южной Осетии. Британский журналист Павел Варган решил проанализировать архитектуру современного Тбилиси и выяснить, в каком же все-таки направлении движется молодая демократия в кавказской республике.

Оказалось, что Михаил Николозович неровно дышит к неоклассицизму - стилю, который, по мнению Варгана, был присущ советской архитектуре. Он сравнивает президентский дворец, украшенный греческими колоннами и высокими дворцовыми окнами, с Белым домом в Вашингтоне. Однако вместо крыши Саакашвили водрузил на здание стеклянный купол, напоминающий яйцо. И британец сразу же перестал видеть в нем жилище американских президентов. Зато отголоски сталинской эпохи он углядел совершенно ясно - столь величественные сооружения могут быть воздвигнуты только для того, чтобы прославить себя и свои деяния через градостроительство, навязав зодчим свои маниакальные идеи.

Читайте также: Тбилиси отнимает у армян веру

Не хотелось бы вступаться за президента Грузии, но ведь шила в мешке не утаишь. Тот, кто мало-мальски знаком с историей искусства через школьную программу, знает, что неоклассицизм был вылеплен из революционного романтизма после Гражданской войны, но уже в середине 1920-х годов его место прочно заняла самобытная культура, оппозиционная традиционализму: конструктивизм и рационализм. Или, как его еще называли, формализм. А до Второй Мировой войны наметились тенденции, близкие к американскому ар-деко. Но вот что пишет господин Варган о советской архитектуре: "Сегодня многоэтажные высотки и грандиозные торговые и транспортные дворцы из псевдомрамора вздымаются над этой простоватой сельской страной подобно мрачным теням каких-то невзгод и несчастий. Это умирающее наследие оккупантов, которое отверг грузинский народ".

Получается, что британский журналист считает Empire State Building, Chrysler Building, Radio City Music Hall и другие сооружения Америки такими же мрачными, как и Всесоюзная Государственная библиотека им. Ленина в Москве, Дворец культуры и науки в Варшаве, Дом народных собраний в Пекине, здание Кабинета министров в Киеве, Дворец единства в Душанбе, офис армянского подразделения "Билайн" в Ереване, Дворец бракосочетаний в Тбилиси и Дворец парламента в Бухаресте? Тем не менее после Великой Отечественной войны сталинская архитектура обрела тенденции к модернизму. И снова - ни слова о неоклассицизме.

Читайте по теме: Грузинская охота на "красных ведьм"

То, что сегодня настраивает в грузинской столице Михаил Саакашвили, называется авангардом, и к модернизму, а также неоклассицизму, о которых твердит Варган, не имеет никакого отношения. Здания из стекла и бетона, принимающие причудливые формы - этими сооружениями президент Грузии, видимо, пытается выразить причастность к западной культуре и погреться у костра европейского искусства. Но если мы посмотрим на европейскую архитектуру, то увидим, что после Второй Мировой войны все силы были брошены на реставрацию наследия 18-19 веков. Теперь узкие улочки и плотно прижатые друг к другу домики в Париже, Венеции, Амстердаме и других европейских столицах - символ Западной Европы, которая сумела возвратиться к своим корням просто потому, что не было других зодческих решений. В маленьком пространстве приходилось жертвовать логикой и "чистотой стиля" ради уюта и декоративности.

Что же касается эпохи модернизма в СССР, то ее плодами политическая элита кавказской республики пользуется до сих пор, но ничего нового в этом направлении не создает. Так, Банк Грузии не чурается использовать под офис здание бывшего Министерства автомобильных дорог. Если же Михаил Саакашвили не желает видеть в своем государстве даже малейший намек на советскую эпоху, то почему бы ему не снести к чертовой матери эти здания и не построить несколько мостов в виде прокладок, а вдобавок возвести ряд стекло-алюминиевых конструкций? Ах да, Дворец президента, Мост мира и гладкие трассы в грузинской столице выстроены на транши стран-доноров и международных финансовых организаций. А на поддержание рабочего состояния этих сооружений впоследствии потребуется немало средств, которых у Тбилиси нет и не предвидится, учитывая, что в скором времени придется платить по счетам.

Ранее мы писали: Тбилиси цепляется за чужую культуру

Другое дело - сталинская архитектура, которая зиждется на мраморе, граните и бетоне. Столь прочные монументальные сооружения уже стоят более полувека и продержатся еще столько же. Так зачем же тратиться на демократические строения, не так ли?