Мужчина и женщина

Грузинские чиновники объедают детей

аа. 24471.jpeg

Быть многодетным в Грузии - это наказание, считает депутат Дмитрий Лордкипанидзе. Первая леди Сандра Рулофс любит попозировать с молодыми грузинскими мамашами перед камерой, но ее муж абсолютно равнодушен к проблемам семей с кучей детей. Пособие они получают на общих основаниях - только если набрали достаточно баллов, чтобы считаться нищими. А далеко не бедные чиновники в регионах тем временем сами себе назначают пансионы.

Госбюджет Грузии на 2012 год опять оставил без внимания многие категории социально незащищенных людей. Среди них и многодетные семьи. На протесты оппозиционных партий представитель парламентского большинства Петре Цискаришвили заявил, что критики бюджета ничего больше не умеют, кроме как делать популистские заявления.

Но слова Лордкипанидзе о том, что иметь большое потомство в сегодняшней Грузии сродни наказанию, были вовсе не попыткой завоевать симпатии населения. Сам сорокатрехлетний депутат - отец семерых детей. И уж если ему с окладом слуги народа трудно содержать столько малышей, то каково простым смертным?

В Грузии не считаются многодетными семьи, в которых по пять и шесть детей. Те же, у кого их семеро, могут рассчитывать на пять лари в месяц на каждого (всего 35 лари). Эта сумма не повышалась с 2007 года. Да и дают ее, только если признают родителей нищими. Иногда это происходит, когда младенцы уже начинают умирать от голода. До такой крайней степени бедности докатилась семья Зубашвили в селе Вариани Горийского района. В минувшем марте у них от хронического недоедания умер третий ребенок, сообщал телеканал "Маэстро".

В октябре этого года адвокаты неправительственной организации "Центр гражданской активности" с трудом добились материальной помощи для семьи Бунтури из Дедоплисцкаро. В ней пятеро ребятишек, за которыми ухаживает мать-инвалид. Единственный источник доходов - пенсия в 70 лари. Но в социальной поддержке семье отказали, сочтя развод родителей фиктивным.

Зато чиновники в этом муниципалитете назначают сами себе пособие по бедности. Глава села Самтацкаро Паата Надирашвили и специалист администрации Акакий Чагалидзе без ложной скромности вписали себя в списки нуждающихся.

"В социальном агентстве руководитель службы Зураб Натрошвили по поводу этого факта отмечает, что гамгебели Самтацкаро написал заявление несколько дней назад и баллы пока не известны, а специалист Акакий Чагалидзе получил 75 000 баллов", - сообщило региональное отделение партии "Свободная Грузия".

Оппозиционеры заявляют, что по-настоящему бедным семьям, в том числе многодетным, выдача социальной помощи в селе приостановлена, потому что они протестовали против действующей власти. Речь идет в основном о безработных, у которых нет денег на жизненно необходимое - медикаменты и школьные принадлежности. По сравнению с ними главу села с окладом в 400 лари можно считать состоятельным.

В Грузии при Саакашвили была проведена реформа социального обеспечения, в ходе которой отменили почти все льготы, а вместо них внедрили адресная помощь. Она позволила правительству экономить на малоимущих. Для оценки благосостояния семьи применяется 150(!) критериев. Более того, нуждающихся регулярно навещают соцагенты, которые изучают быт получателя пособия до мелочей. Если они заприметят дорогие продукты на столе или недешевую вещь - с господдержкой можно попрощаться. Доказывать, что это дар соседей или родственников, бесполезно. Многодетные семьи очень быстро лишаются пособий, ведь дети подрастают, а значит, уже могут помогать родителям.

Ларису Буракову, автора книги "Почему у Грузии получилось", эта система социальной поддержки восхитила. По ее мнению, столь сложная процедура оценки нищенства с применением компьютера исключает даже малейшую вероятность ошибки. Но, как доказывает практика в Дедоплискаро, с адресатами социальной помощи у Тбилиси далеко не все в порядке.

Для стареющей страны поддержка многодетных семей должна быть приоритетом. На словах это так и есть. В нынешнем году, выступая с обращением к парламенту, президент Михаил Саакашвили заявил, что к 2015 году надеется довести численность населения до пяти миллионов человек. При этом число ныне живущих в Грузии - четыре с половиной миллиона, по данным Грузстата, - явно завышено. Эксперты называют цифры от трех с половиной до четырех миллионов. По оценке директора Института демографии и социологии госуниверситета Илии Автандила Сулаберидзе, в стране живут 3,9 миллиона человек.

Рождаемость, вопреки бравурным заявлениям о бэби-буме, остается низкой, а смертность и эмиграция - высокими. Многие семьи ограничиваются одним ребенком.

Демографы настоятельно рекомендуют властям ввести льготы для многодетных семей и беременных женщин. Ведь нельзя же всерьез рассчитывать, что молодежь будет рожать только ради того, чтобы патриарх Илия Второй окрестил третьего и последующих детей в семье? Он и так уже стал крестным отцом семи тысячам новорожденных.

Но правительство Саакашвили не хочет прислушаться ни к предостережениям экспертов, ни требованиям оппозиции. И дело тут не только в бюджетном дефиците. Просто в Грузии большинство многодетных семей - это азербайджанцы. Если ввести универсальные льготы, то количество мусульман в этой православной стране резко возрастет. Грузия в результате такой этногеографической "экспансии" может измениться до неузнаваемости.

Когда первые грузинские националисты при Звиаде Гамсахурдиа пытались решить вопрос с вымиранием нации, они разработали закон о поддержке именно грузинских семей и попросили не считать это дискриминацией по национальному признаку. "Проживающих в Грузии негрузин эта проблема (депопуляции) не волнует", - объясняли они. Естественно, абхазы и осетины от таких заявлений были не в восторге. Сейчас Саакашвили, уже допустивший ошибку в августе 2008 года и теперь соблазняющий две отколовшиеся республики вернуться под контроль Тбилиси, не может позволить себе ввести такой националистический закон.

Так что надеяться многодетным в Грузии особо не на кого. Такой вот у них тяжкий крест. Хотя почему же тяжкий? Ведь дети - это счастье. Когда они, конечно, не умирают с голоду.