Вызванная этим фактом полемика грузинской и российской сторон в прессе нарастает как снежный ком.
Официальный представитель МВД Грузии Шота Утиашвили: Александр Глухов сбежал из части в ночь на вторник, так как не смог терпеть условий службы - голод, антисанитарию, оскорбления от начальства. Потому сам перешел границу и добровольно сдался грузинским полицейским.
В подтверждение по всем каналам грузинского ТВ были показаны кадры: молодой русский солдат рассказывает, картавя и запинаясь, что в его воинской части нет бани, его плохо кормят, отношения с командиром не сложились. Потому он и просит политического убежища у президента Грузии. Из уст младшего сержанта прозвучали, как считают в Тбилиси, и сенсационные заявления. «Мы прибыли в Южную Осетию в июне. Рыли окопы, траншеи.... Сейчас наше вооружение, танки, БМП, грады нацелены на грузинские села».
В Москве считают, что все это - информационная провокация.
Официальный представитель Минобороны РФ полковник Александр Дробышевский: грузинские спецслужбы вывезли насильно Глухова в Тбилиси. "Заявления, которые мог сделать Глухов, были сказаны либо под физическими, либо под моральными угрозами», - цитирует полковника РИА Новости.
Утиашвили не остался в долгу. «Российский военный - свободен, как в плане передвижения, так и выбора - оставаться ли в Грузии или ехать сейчас на родину, в Россию", - парировал он. Грузинские СМИ подробно рассказывают, что российский солдат, наконец, досыта наелся в Макдональдсе.
Взял слово и грузинский МИД. Он заявил, что Грузия не намерена возвращать российской стороне сбежавшего сержанта, так как «по возвращению в РФ ему угрожает пожизненное заключение по статьям предательства и дезертирства и его сгноят в тюрьме».
Глава этого ведомства Григол Вашадзе сообщил местным журналистам, что уже обратился к исполняющему обязанности посла России в Грузии послу Швейцарии, чтобы и он заинтересовался судьбой Глухова. Более того, представители МИД связались с родителями военнослужащего, проживающими в Удмуртии, и предложили приехать в Грузию, чтобы пообщаться с сыном.
Однако мать Александра Глухова это опровергла. Как сообщает ИА «Новости-Грузия», на вопрос, было ли такое приглашение, она ответила: «Нет». Добавив, что на сегодняшний день не имеет никакой информации о здоровье и самочувствии сына. Кстати, срок его службы истекает уже весной.
Позднее стало известно, что посольство Швейцарии, которое представляет интересы РФ в Грузии, вопрос о ситуации с российским военнослужащим Александром Глуховым решило передать для изучения Верховному комиссариату ООН по делам беженцев. Российские правозащитники, с которыми удалось связаться корреспонденту Georgiatimes, не располагают достоверными сведениями о том, что именно произошло с Глуховым. Не обращались к ним за помощью и родители солдата. При этом правозащитники отмечают: условия в Ахалгори такие, что вполне способствуют дезертирству.
Вот, например, что сказала председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина:
«Меня не удивляет, что кто-то из солдат мог самовольно покинуть территорию части, дислоцированной в Ахалгори. Мы были в этом регионе в декабре и видели, в каком положении находятся наши солдаты. Я много видела беженцев, но условия, в которых жили наши солдаты, меня потрясли. Их подкармливают местные жители, спят ребята в рваной палатке на сырой земле, медицинской помощи нет».
Каждый из собеседников нашего корреспондента подчеркивал, что просьба о предоставлении политического убежища - это право любого человека. С подобными фактами, когда военнослужащие одной из сторон просят убежища у другого государства, им приходилось сталкиваться во время армяно-азербайджанского конфликта в Карабахе.
Замглавы московского бюро Human Rights Watch Татьяна Локшина отметила, что если Глухов самовольно покинул часть, он по закону подлежит уголовному преследованию по статье дезертирство. Если, конечно, у него не будет доказательств, что он испытывал преследование со стороны старших по званию.
Как сообщает «Эхо Москвы», Александр Глухов в своем интервью этой радиостанции заявил, что не считает себя предателем. И, дескать, его поступок не имеет никакой политической подоплеки. Если бы вблизи воинской части была граница с другим государством, он поступил бы так же. Младший сержант признался, что пока не решил - будет ли принимать грузинское гражданство.
Так что дальнейшая судьба Александра Глухова пока не определена. Возможно, внести в нее ясность поможет вмешательство Верховного комиссариата ООН по делам беженцев.
Ирина Пташковская