Мужчина и женщина

Саакашвили показал ООН "жест мира"

Саакашвили показал ООН Президент Грузии Михаил Саакашвили в своей излюбленной манере прикинулся перед Западом главным кавказским миротворцем. Выступая с трибуны ООН, развязавший в 2008 году войну Мишико заявил, что его страна больше не будет решать конфликты силовым путем. И даже назвал свое обещание, данное почти год назад, "юридически обязывающим". Вот только доверия к непредсказуемому грузинскому лидеру сейчас нет ни у международного сообщества, ни у абхазов с осетинами, которые уже три года ждут подписания с Тбилиси договора о неприменении силы.

"Даже несмотря на то, что Устав ООН дает нам право поступать так, мы окончательно отказались от военных средств для восстановления нашей территориальной целостности, - заявил накануне президент Грузии. - Обязательство, взятое мной перед Европейским парламентом, является юридически обязывающим, и я направил соответствующие письма Генеральному секретарю ООН и другим международным организациям". По словам Саакашвили, Тбилиси "все еще ждет", чтобы руководство России ответило на этот "жест мира". И в который раз обвинил Москву в подготовке терактов в грузинской столице. В общем, не выдержал: начал за здравие, а закончил как обычно.

Читайте также: Мишико подкупает НАТО батальонами

Представителям команды Саакашвили речь патрона понравилась."Самое важное в таких выступлениях - привязка национальных проблем к региональным и глобальным вопросам. В выступлении президента это было достигнуто", - сказал постоянный представитель Грузии в ООН Александр Ломая. Ну что ж, тогда позвольте задать вам один вопрос, господин дипломат. О каком вообще жесте мира говорит лидер Сакартвело? Да, прошлой осенью в Еврпоарламенте он заявил, что больше никогда не нападет на Абхазию и Южную Осетию, и даже выразил готовность обсуждать проблемы в регионе с Москвой. Но при этом попросил у международного сообщества поддержки: мол, Россия никогда не пойдет навстречу, если вы официально не присвоите Абхазии и Южной Осетии статус "оккупированных территорий".

Отделаться обещаниями в решении международных вопросов - это какое-то ноу-хау от Саакашвили. Официальный Тбилиси за год так и не смог сделать ни одного конкретного предложения по документу о неприменении силы на Кавказе и провалил собственную концепцию "Вовлечение путем сотрудничества" с абхазами и осетинами. Одно пустословие. Российская сторона, хорошо знакомая с капризами Грузии, уже не раз предлагала Саакашвили подписать односторонние декларации о мирных намерениях и отправить их генсеку ООН Пан Ги Муну. Но о сговорчивости дипломатов из Сакартвело уже пора сочинять анекдоты.

А может, все это упрямство неспроста? Ведь в конце июля замглавы МИД России Григорий Карасин рассказал, что, вопреки заверениям Мишико, грузинские спецслужбы в последнее время резко активизировались. По данным Карасина, подозрительная активность была отмечена не только вблизи границ Абхазии и Южной Осетии, но и непосредственно на территории суверенных республик. "Агенты Саакашвили действуют все более агрессивно, теперь уже непосредственно в Гальском районе Абхазии, засылают туда диверсантов, похищают людей, оказывают давление на жителей приграничных районов, въезжающих в Грузию", - отметил он. И в очередной раз предложил Тбилиси подписать договор о неприменении силы. Ведь, как показали события августа 2008 года, веры словам Саакашвили ни в регионе, ни в мире нет. "Вспомним, как, объявив в семь вечера 7 августа 2008 года перемирие, он сам же спустя четыре часа нарушил его, обрушив на мирный Цхинвал всю мощь грузинской военной машины", - добавил российский дипломат.

Читайте также: Оловянные солдаты Саакашвили

По мнению политологов, президент Грузии будет продолжать направо и налево раздавать свои "юридически обязывающие" обещания, но до дела так и не дойдет. "Я не думаю, что при нынешнем президенте Саакашвили Грузия будет готова подписывать какие-либо документы с Южной Осетией или Абхазией, так как для Тбилиси это является косвенным признанием их независимости, - считает директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев. - Грузинское руководство просто пытается показать западному сообществу, что оно готово идти на переговоры, пытается улучшить свой имидж, показать, что они договороспособны".

Со своей стороны, эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко уверен: против самого принципа неприменения силы на Кавказе Грузия, скорее всего, возражать не будет, но Саакашвили развернет вопрос в другую плоскость и обставит его определенными политическими коллизиями. "Заявят, что с "агрессором" ни о чем говорить не будут, равно как с Абхазией и Южной Осетией - исконно грузинскими территориями, отторгнутыми силовым путем, - полагает Демиденко. - Саакашвили не может даже формально отказаться от своего курса на присоединение республик. Пока у власти в Грузии находятся эти силы, ситуация никуда не сдвинется, и никаких продвижений не будет".

Остается лишь добавить: если Саакашвили думает, что своим отказом подписывать пакт о ненападении он вводит Сухум и Цхинвал в глубокую депрессию, то это большая ошибка. В двух закавказских республиках расположены российские военные базы, которые не позволят войскам Михеила вторгнуться для наведения "конституционного порядка". К тому же сегодня стало известно, что если Грузия продолжит наращивать свой военный потенциал, Россия разместит в Абхазии и Южной Осетии ракетные комплексы "Искандер". Вряд ли Саакашвили решится испытать на себе такой ледяной душ.