Мужчина и женщина

Мишико удавится "правой рукой"

Грузинская газета "Квирис Палитра" провела опрос, который выявил, что большинство респондентов считают министра внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили главным фаворитом Михаила Саакашвили. Другие "призовые" места поделили между собой следующие влиятельные министры - Дмитрий Шашкин, Григол Вашадзе, Зураб Адеишвили, незабвенная Верочка Кобалия и даже министр обороны Бачо Ахалая. Опрос популярной в Грузии газеты показал, что граждане в целом неплохо разбираются в политике, и обнажил многие важные тенденции грузинской политики. О них мы и поговорим.


На дворе 2011 год, а значит, пришло время лидеру Грузии Михаилу Саакашвили задуматься о преемнике. Как-никак, а если он не "батька" и не среднеазиатский бай, ему придется создать хотя бы видимость функционирования в стране демократической политической системы и для проформы избрать нового президента. Вопрос, который стоит перед действующим лидером, воистину предельно сложен. Задача - не просто подобрать себе смену, а обеспечить преемственность генеральной линии, идеологии саакашвилиевской Грузии на сто лет вперед. Не зря Миша потратил столько лет на то, чтобы провести необратимые изменения в стране. Они касались не только политической и экономической жизни, но и менталитета населения. Но под конец двух своих президентских сроков Саакашвили осознал, что произошедшие в стране изменения - совсем не необратимые. Его по-прежнему окружают миллионы людей с советским менталитетом, а вся политическая среда наполнена врагами, которые спят и видят, как бы повернуть страну вспять.

За прошедшие годы пул настоящих соратников президента Грузии так и остался скуден. Все, с кем он начинал путь к власти и шел рука об руку первое время, выбыли из его команды, и теперь дышат в спину, мечтая занять его место. Но Саакашвили отдавать свое кресло не собирается.

Те, кто попал во вчерашний опрос "Квирис Палитры", - как раз таки самая последняя и, может быть, наиболее преданная команда его соратников. И именно поэтому политически грамотные респонденты газеты назвали те фамилии, из которых Мише придется выбирать себе преемника. На первый взгляд, все вроде просто. Есть Мерабишвили, Адеишвили и даже Шашкин. Все они по очереди играют роль "правой руки" главы государства. И кажется, будто он их вожак, а они - его "шестерки". Но на деле все совсем не так.

На сегодняшний день в президентской команде собрались не только самые преданные, но и самые харизматичные его сторонники, которые способны влиять на страну ничуть не меньше, чем сам грузинский лидер. Взять хотя бы министра внутренних дел: это ведь еще большой вопрос, кто главнее в паре Мерабишвили + Саакашвили. Начальник МВД настолько крепко держит в своих руках нити управления правоохранительной системой, что, несомненно, президент очень от него зависим. Так что команда Мишико состоит из людей, от которых ему практически невозможно будет избавиться без ощутимых потерь.

Стиль грузинского лидера, как и любого другого авторитарного правителя, включает в себя несколько непременных атрибутов. Частая ротация в команде преданных политиков - один из них. С одной стороны, Саакашвили нажил себе массу врагов. Но с другой стороны, у него иного выхода и не было. Яркие и сильные личности - главная угроза любой авторитарной власти. Но, подобно всем "фюрерам", президент Сакартвело попал в ловушку. Он-то думал, что собирает вокруг себя этаких серых мышек, бесталанных, ординарных. А в их ряды затесались специалисты иного профиля - яркие интриганы и умельцы создавать собственную подсистему власти в уже существующей номенклатуре.

Характерный пример такого одаренного специфическими способностями грузинского деятеля - Вано Мерабишвили. Убрать его практически невозможно. В силу своей профессии он располагает кучей компромата на Саакашвили, а вертикаль, созданная им в МВД и подчиняющихся полиции спецслужбах, - лучшая гарантия устойчивости позиций всесильного министра.

Так что впору задуматься над тем, кто будет выбирать преемника, - Саакашвили или Мерабишвили. Во всяком случае, если глава МВД захочет стать следующим президентом, то Мише придется с этим лишь смириться. Безусловно, личностей мерабишвилевского масштаба в грузинском руководстве больше нет, но ряд министров - например, Бачо Ахалая, - располагают огромным арсеналом средств для контроля и над ситуацией, и над лидером страны.

Михаил Саакашвили в последние годы решил не изобретать велосипед. Он реализовал у себя в стране примерно ту же схему, какая используется в любой другой стране, где властная элита хочет обеспечить себе надежные гарантии. Новая версия конституции сводит к минимуму уровень реального влияния следующего главы государства. Таким образом, если Мишико после 2013 года возглавит правительство, он все равно удержит власть в руках.

Вопрос в том, позволят ли его соратники это сделать. В принципе, Саакашвили подстелил соломки во всех опасных местах. Его партия - Единое национальное движение - занимает невероятно прочные позиции и наверняка еще укрепит их в ходе предстоящих парламентских выборов. При таком раскладе нынешний президент вполне может позволить себе довольствоваться местом спикера в парламенте, потому что и в этом случае его роль в политической жизни страны останется ключевой.

Одним словом, дальнейшие пертурбации во властной элите Грузии напрямую зависят от способностей и талантов наиболее сильных игроков. Кто выиграет в кулуарной борьбе, тот и публичную власть возьмет под свой контроль.

Опрос "Квирис Палитра" отражает реальный уровень влияния наиболее важных персон в грузинской элите. На втором месте после Вано Мерабишвили - министр юстиции Зураб Адеишвили, на третьем - министр обороны Бачо Ахалая, далее идут министр экономики Вера Кобалия, Дмитрий Шашкин и Григол Вашадзе. Скоро узнаем, кто из них умнее и хитрее.