Власти Грузии полны решимости бороться с металлоломом на дорогах. Если уж не получается избавиться от старой техники так, как это делают во всех других странах мира - через повышение уровня жизни людей, то можно пойти другим путем - административным. Именно так собираются сделать грузинские чиновники: они намерены запретить передвижение старых автомобилей, импорт подержанных иномарок и вождение общественного транспорта лицам старше 65 лет. Все это в совокупности может вызвать социальный взрыв.
Соответствующий законопроект отправится в парламент Грузии осенью. Предвидеть полную картину последствий этого шага сейчас очень трудно.
Выйдите на центральную автотрассу Грузии в любое время - и вы увидите транспортный поток, состоящий из автомобилей российского производства, стареньких иномарок, микроавтобусов "Форд" и прочих машин далеко не первой свежести. А если вы направитесь куда-нибудь поглубже в провинцию, то обнаружите, что не меньше половины водителей ездят на старых жигулях, дребезжащих иномарках... Ну а если нет ни того, ни другого, то на совсем убитых, но пока еще вполне рабочих ПАЗах.
Можно смело сказать, что половина Грузии ездит на металлоломе, и не от хорошей жизни. Денег на обновление автопарка нет.
Все эти люди уже нынешней осенью могут лишиться права использовать свои авто. Законопроект, который будет рассматриваться парламентом, предусматривает запрет на импорт в страну автомобилей старше двадцати лет, а также предполагает ограничение использования машин того же возраста. Да и возраст водителя теперь тоже будет иметь значение. Как только вам исполняется 65 лет, вы лишаетесь права управлять общественным транспортом.
Благие намерения грузинского правительства очевидны. Хлам, который передвигается сейчас в огромном количестве по дорогам Грузии, несет угрозу безопасности и жизням людей. А водителей, которые берут на себя ответственность за пассажиров, имея при этом плохое зрение и замедленную реакцию, в стране, наверное, несколько тысяч.
Да и просто некрасиво все это. Машины с ржавым дном, без бамперов с затемненными стеклами очень портят вид грузинских городов. А внешний вид общественных территорий, как мы знаем, очень беспокоит местные власти.
Но, видимо, авторы законопроекта не просчитали социальные последствия. На автомобильном рынке Грузии - большое предложение новых, дорогих автомобилей, причем цены весьма щадящие. Но подавляющее большинство людей не в состоянии позволить себе эти машины. О провинции и вовсе говорить нечего. В наиболее депрессивных районах, по дорогам, как и тридцать лет назад, все скачут и скачут ободранные ПАЗики. Если идея о запрете на использование старых автомобилей будет доведена до конца, то без всякого преувеличения можно сказать, что страна встанет.
Как пример: только одна автостанция в Ткибули, одном из самых бедных городов Грузии. Каждое утро здесь собираются автобусы из окрестных сел. В один ряд стоят четыре желтых ПАЗа, неподалеку еще две более новые модели того же завода, пара каких-то старых автобусов и настоящий раритет - автобус "Кубань". Почти всем этим машинам более двадцати лет. Но никаких других транспортных средств их владельцы не могут себе позволить. Если закон вступит в силу, то жители деревень окажутся отрезанными от города.
В течение всего постсоветского периода Грузия была страной, куда стекался весь автохлам из стран Европы. И Mersedes 1991 года выпуска до сих пор считается здесь совсем не старой машиной. Изобилию подержанных иномарок на местном автомобильном рынке способствовало и весьма либеральное законодательство, и низкие ввозные пошлины, которые были и остаются значительно более низкими, чем в соседних странах. Благодаря этому тысячи граждан страны имеют весьма неплохой бизнес, перепродавая армянам и азербайджанцам старых "европейцев".
Теперь лавочка закроется. Было время, когда шла оживленная торговля автомобилями и с Абхазией, и с Южной Осетией. Однако это был в чистом виде криминальный бизнес. Машины угонялись в Грузии, перегонялись, как правило, под покровом ночи через границу, а уже потом продавались там на месте, чаще всего по очень низким ценам. Ровно тот же процесс происходил с машинами, угнанными в Абхазии и Южной Осетии. Их переправляли в Грузию, и найти автомобиль было невозможно. В Абхазии такие машины часто называли "невыездными", чтобы не говорить прямо - "угнанные". Подразумевалось, что на такой машине невозможно выехать в Россию. В последние годы, правда, этот бизнес затух.
Закон, если его все-таки примут, будет иметь серьезные последствия не только внутри страны, но и за ее пределами. Ведь автоматически ограничится передвижение старого транспорта не только граждан Грузии, но и соседних государств. В Азербайджане и Армении пока тоже повально ездят на старых машинах - а тем более фермеры, которые предпочитают вывозить свою продукцию для продажи в Тбилиси. Все эти люди лишатся возможности ездить в Грузию на собственных "железных конях".
И все-таки соседям может быть даже выгодно закручивание гаек на колесах старых авто в Грузии. Продажа подержанных машин - это очень доходный бизнес. И если ему будет суждено покинуть Сакартвело, он переберется в соседние государства, попутно предоставив работу тысячам людей.
Внакладе остаются только сами грузины. Лишив многие сотни тысяч жителей провинции возможности передвигаться, власти усугубят и без того критическую социальную ситуацию по всей стране.