Необходимость визита главы российской компании Дода в Абхазию для личной встречи с Сергеем Багапшем возникла накануне. В связи с реакцией президента республики на подписанный в конце прошлого года между «Интер РАО ЕЭС» и минэнерго Грузии меморандум о совместном использовании Ингури ГЭС.
А реакция эта, оглашенная 20 января, выражала недовольство и крайнее недоумение. В итоге Багапш, по информации «Независимой Газеты», решительно заявил: «Власти Абхазии не допустят ущемления интересов республики при эксплуатации гидростанции».
Все это довольно странно. Ведь в размещенном 31 декабря на официальном сайте российской компании сообщении о подписании меморандума по Ингури ГЭС говорится о том, что представители «Интер РАО ЕЭС» предварительно провели серию переговоров с руководителями абхазской энергетической отрасли.
А тут получается, что главе государства об этом ничего не было известно. Более того, экстренность приезда в Сухум Евгения Дода в решающей мере наверняка была вызвана уж совсем конкретной и не менее категоричной фразой президента: «Никакие договоры и соглашения, подписанные за нашей спиной, без учета наших интересов, не будут иметь никакой силы».
Таким образом, возникла реальная угроза того, что «Меморандум о взаимопонимании по вопросам эффективной эксплуатации Ингури ГЭС» окажется не более чем бумажкой. А ведь он готовился весьма нелегко. «Взаимопонимание» между российской компанией и грузинским министерством энергетики достигалось долго и трудно.
И не спроста глава минтопэнерго Александр Хетагури довольно продолжительное время воздерживался от комментариев по поводу договора с российской компанией.
Впрочем, проблемы были и после подписания документа о совместном управлении гидростаницей. Этот факт у многих в Грузии вызвал протест. Его подоплека такая: мы проиграли войну, а теперь, несмотря даже на отсутствие дипломатических отношений, российская компания будет владеть грузинским стратегическим объектом.
Потому-то, вероятно, министр Хетагури 12 января на встрече с журналистами в Тбилиси счел нужным подчеркнуть: «100 процентов акций Ингури ГЭС были, остаются и впредь будут находиться в собственности грузинского государства».
Да видно, не все ему поверили. Во всяком случае, среди оппозиционных сил Грузии поднялась волна возмущения. К ответу за непродуманный, по мнению недовольных, шаг призывали не только самого министра энергетики, подписавшего меморандум, но и президента Михаила Саакашвили. К ответу очень серьезному - того и другого отдать под суд.
Вот, к примеру, весьма красноречивый фрагмент из выступления лидера политического объединения «Новые правые» Давида Гамкрелидзе на пресс-конференции в Тбилиси 20 января:
«В руки «Интер РАО», - цитирует ИА «GHN», - переходит реализация всей производимой в Грузии электроэнергии, а также право экспорта и транзита электроэнергии. Заключением сделки с российской компанией Хетагури и Саакашвили нарушили грузинское законодательство. В связи с чем мы требуем возбуждения уголовного дела против обоих».
У ряда политологов - другого рода претензии. Их сформулировал специалист по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе в своем комментарии «Независимой газете» 20 января. Мол, грузинские власти демонстрируют непоследовательность: принимают законодательный акт об оккупированных территориях (октябрьское решение парламента Грузии о запрете любого взаимодействия с Абхазией и Южной Осетией), «а чуть позже заключают соглашение, по этой логике, с оккупантом о совместной эксплуатации стратегического объекта».
Словом, не все гладко с меморандумом в Абхазии, не все гладко и в Грузии. И отнюдь не исключено, что совместная эксплуатация Ингури ГЭС станет реальной лишь при условии подписания нового меморандума. Если, конечно, и такое реально...
Артем Горбунов