любопытное исследование. Социологи отлавливали респондентов в случайном порядке и предлагали тем ответить на нехитрые вопросы. Например, какая структура экономики по нраву тбилисцам: европейская, сингапурская или китайская. И увеличились ли доходы семьи за последние несколько лет. Проводившие опрос, видимо, с действительностью знакомы плохо. Пока министр Вера Кобалия пытается ввести ряд непопулярных реформ, призванных наполнить кошельки политической элиты, сами грузины заняты не сравнительным анализом моделей финансовой системы, а тем, чтобы свести концы с концами.
Руководство Сакартвело продолжает вещать о неустанном экономическом росте, сравнивая свою страну с Сингапуром. Мол, Грузия обязана взять на себя "излишки капитала" соседей, ибо она единственная, кто не поражен вирусом коррупции. Однако в Европе скептично отнеслись к новому вектору предприимчивого Михаила Саакашвили. Ближайшие партнеры из Прибалтики подвергли остракизму упор на "сингапуризацию", поскольку такие шаги только отдаляют кавказскую республику от объединения с Европой. А раз так, было решено опросить самих грузинских граждан.
В итоге выяснилось несколько любопытных моментов. Резкий скачок экономического роста выглядит подозрительным даже для Всемирного банка, который регулярно составляет отчеты по странам. Поэтому ответы респондентов вполне стыкуются с всеобщими сомнениями в пригодном инвестиционном климате Грузии. На протяжении десяти лет после распада Советского Союза основными проблемами кавказской республики оставались массовая бедность, неэффективный и коррумпированный государственный аппарат, а также не урегулированные отношения в вопросах собственности. Затем к власти пришел Михаил Саакашвили. Все сразу изменилось, словно по мановению палочки. Странно, не правда ли?
Читайте также: Грузия штурмует границы ВТО
Однако глобальный финансовый кризис, который подкосил даже одно из самых платежеспособных государств - Соединенные Штаты Америки, просто не мог не отразиться на экономике вашингтонского вассала. Даже если принять на веру пустословие главы Минэкономики Грузии Веры Кобалии и "отца наций" Михаила Саакашвили, что страна действительно испытала невероятный подъем, опрос свидетельствует сам за себя. Так, 22 процента респондентов заявили, что доходы их семей увеличились, а вот 46 процентов признались, что сократились. И только 23,5 процента населения поддерживают экономическую политику правительства, а 62,5 процента относятся к ней негативно. При этом, как и в Прибалтике, тбилисцам больше по нраву европейская модель экономики, нежели "сингапуризация", которую без мыла проталкивает действующий президент. Если так, то рыночные отношения, которые базируются на нетленных постулатах в капиталистическом мире, уже сыграли с европейцами злую шутку. Спрашивается, в тот ли дом стучится Сакартвело для того, чтобы залатать свои финансовые дыры?
"Газпром", который уже несколько лет играет на европейском рынке по его же правилам, недавно стал предметом для стенаний Германии. Видите ли, российский концерн выигрывает тендеры по всей Европе, чем существенно сокращает прибыль для немецких компаний. А уж если локомотив континентального объединения пресытился тем, что еще недавно навязывал всем постсоветским республикам, суля небывалое развитие, надо думать, дело - труба.
Проигранная Грузия: 3 года выживания
Впрочем, чтобы не клеймить саму экономику, исследовательские центры предложили оценить по десятибалльной шкале деятельность конкретных политических должностных лиц и институтов. Однако отзывы были настолько неутешительными, что их так и не опубликовали. Что называется, и демократия, и финансовое состояние на высшем уровне, не правда ли?
Читайте по теме: Саакашвили растерял последние проценты
Все это - следствие неграмотной работы властей, как в социальной сфере, так и в сфере предпринимательства. Не секрет, что давление на бизнес растет, и это отразилось на трудоустройстве и зарплатах. И 62 процента недовольных - реальный показатель того, что экономическая политика государства не просто далека от идеала, а должна быть пересмотрена как можно скорее. И первым правильным шагом, разумеется, стала бы полная смена Кабмина, а затем и действующего лидера, показавшего себя не только как неэффективного менеджера, но и снискавшего славу нерукопожатого политика.