32-летний Давид Багратион-Мухранский, как сообщает православное информационное агентство «Русская линия», возглавил Грузинский Царский Дом в прошлом году, после кончины своего отца князя Георгия Ираклиевича Багратион-Мухранского (1944-2008). Два младших брата и сестра Давида живут в Испании. А он вместе со своим отцом приехал в Грузию в 2003 году и вскоре получил местное гражданство.
Избранница царевича Давида, его ровесница княжна Анна Багратион-Грузинская, является старшей дочерью князя Нугзара Петровича Багратион-Грузинского, главы Кахетинской ветви Багратидов и прямого потомка по мужской линии последнего грузинского царя Георгия XII (правил с 1798 по 1800 гг.).
Как рассказал нам лидер оппозиционной партии традиционалистов Акакий Асатиани, таинство венчания должен совершить Католикос Патриарх всея Грузии Илия II. Обряд состоится или в кафедральном соборе Самеба в Тбилиси, или в кафедральном патриаршем храме грузинской православной церкви Светицховели в древней столице Грузии - Мцхета.
«Данный брак призван объединить две ветви одной из древнейших христианских монарших династий мира», - отмечают в грузинской патриархии.
Многие в стране считают, что в ближайшей перспективе возможно возрождение конституционной монархии. Упомянутый выше Акакий Асатиани подчеркивает: «Давид и Анна представляют две ветви царского рода, которые в равной степени могут претендовать на трон. Воссоединение снимает вопрос о наследии трона. Я лично сторонник восстановления конституционной монархии в стране. Ведь монархические страны, как известно, являются наиболее стабильными. В Грузии многие страдают дикой амбицией - быть президентом. Восстановление монархии, хочется надеяться, снимет этот вопрос».
Сам Давид воздержался от каких либо комментариев относительно будущего устройства страны. «Я не собираюсь заниматься политикой, - сказал он во время телефонной беседы с корреспондентом Georgiatimes. - Наш брак по любви и не предполагает государственных интересов». Да и, объективно говоря, это в любом случае отдаленная перспектива. Как отметил Акакий Асатиани, царем всея Грузии может стать будущий ребенок монаршей четы Багратионов. Так что ждать наследника будут с нетерпением и молодые супруги, и приверженцы монархии.
Кстати, идея восстановления конституционной монархии в Грузии очень популярна. Католикос Патриарх Илия II еще в 2007 году предложил нации задуматься над этим.
Тогда он заявил, что в Грузии появились такие условия, когда мечта народа о восстановлении конституционной монархии может осуществиться. Глава грузинской православной церкви предложил такую форму государственного устройства, когда "царь царствует, но не правит". По мнению Католикоса, именно конституционная монархия позволит стране выйти из политического кризиса.
Эту идею поддержали многие оппозиционные партии. Свое одобрение высказывал и экс-кандидат в президенты Грузии, ныне покойный олигарх Бадри Патаркацишвили. Он тогда предположил, что благодаря монархическому правлению будет восстановлена территориальная целостность страны.
А другой бывший кандидат в президенты, лидер новых «Новых правых» Давид Гамкрелидзе так определил свое отношение, которое не изменил до сих пор: «Думаю, что конституционная монархия - это очень интересная система правления, по многим причинам. Одна из ее интересных сторон заключается в том, что у нас появится возможность начать разговор с чистого листа. Династия Багратиони едина как для грузин, так для осетин и абхазов. Конечно, это не основание для иллюзии, что как только Грузия перейдет на правление конституционной монархии, сразу же все проблемы, связанные с Абхазией и Южной Осетией разрешатся. Но это дает еще один шанс начать нормальный диалог».
Поддерживает эту идею и сын первого президента Грузии Константин Гамсахуриа, который ныне возглавляет оппозиционную партию «Свобода».
А Саакашвили отделался шуткой: "Моя прабабушка была Багратиони. И пусть будут внимательны те, кто хочет восстановить монархию в Грузии. Действительно, будет хорошо, если мы избавимся в будущем от выборов и перейдем в спокойное русло правления, исходя из семейных традиций".
А если серьезно, то, как известно, пока что Михаил Саакашвили выразил намерение поделиться своими, без преувеличений, обширнейшими полномочиями с грузинскими парламентариями. Соответствующие поправки в Конституцию планируется рассмотреть уже в этом году.
Как дальше будут развиваться события в Грузии? Не исключено, что их определяющим началом станут оппозиционные силы. А среди них пока нет единства относительно предпочтительной формы правления в стране. Оппозиционеры требуют досрочных парламентских и президентских выборов, но при этом одни считают, что лучше иметь президентскую республику, а другие - парламентскую. Но из тех, кому по душе лозунг «Грузия - без президента», немало и таких, кто связывает ее будущее с конституционной монархией.
Ирина Пташковская