Тбилиси очень хочет заполучить какой-нибудь трубопровод, но в этом - как, впрочем, и во всем остальном - ему катастрофически не везет. Широко разрекламированный Nabucco умер так и не родившись, перспективы AGRI пока тоже иначе как призрачными не назовешь, а строительство "Белого потока" изначально было чем-то из области фантастики, поскольку у Украины нет денег даже на модернизацию собственной газотранспортной системы, не говоря уж об участии в каких-то международных проектах. Но если очень хочется, то все вышеперечисленное - не проблема, решило руководство Грузии. Поэтому Корпорация нефти и газа Грузии (КНГГ) объявила тендер на закупку стройматериалов для строительства грузинского участка газопровода "Восток-Запад".
Корпорация нефти и газа Грузии уже подготовила отчет по воздействию на окружающую среду и социальную сферу строительства 29-километровой ветки Абаша - Сенаки, которая должна стать частью магистрального газопровода "Восток-Запад", а теперь и объявила тендер на поставки стройматериалов для этого проекта. Казалось бы, все хорошо, если бы не одно маленькое "но". Этот газопровод - не более чем плод разгоряченного воображения тех, кто так стремится воплотить его в реальность.
Ирония состоит в том, что этот проект действительно реализуется, и его шансы быть доведенным до конца гораздо выше, чем у Nabucco, AGRI и "Белого потока" вместе взятых. Только вот вероятность, что он когда-либо пройдет по территории закавказской республики, стремится к нулю. Газопровод "Восток-Запад" называется так потому, что его тянут из восточных областей Туркменистана к побережью Каспийского моря. Поскольку Ашхабад строит его собственными силами, без привлечения зарубежных партнеров, несогласованность действий которых уже похоронила тот же Nabucco, то вероятность успешного завершения этого проекта на порядки выше. Сейчас завершение строительства намечено на 2015 год, но вот что будет с ним дальше, пока не знает никто. За исключением грузинского руководства, видимо.
Читайте также: Украине нечего влить в "Белый поток"
"У проекта сейчас остается главное слабое место - этот газопровод упирается в никуда, поскольку на берегу Каспия нет трубы, которая может вывести газ далее, - отмечает "Коммерсант". "Восток-Запад" уткнется в берег Каспийского моря, и его дальнейшая судьба зависит от того, какой из двух газопроводов - Прикаспийский или Транскаспийский - будет построен раньше. И будет ли построен вообще.
Первый вариант означает, что туркменский газ пойдет на север, в газотранспортную систему "Газпрома", второй - в сторону Азербайджана. Однако во втором случае путь ему преградит необходимость делимитации границы между двумя государствами на каспийском шельфе. И эта проблема далека от решения. К тому же Баку, который пока не знает, куда пристроить собственный газ, совсем не нужна конкуренция со стороны заморского соседа. С другой стороны - с российским газовым гигантом Ашхабад уже давно сотрудничает.
"Туркмения и Казахстан смотрят на Россию и Китай, но никак не на Азербайджан и Грузию. И говорить о серьезных поставках и еще строительстве каких-то ресурсов, которые очень капиталоемкие, довольно рискованно. Я просто не знаю, какие серьезные инвесторы могли бы подписаться под такой проект", - отмечает аналитик нефтегазовой отрасли Анна Анненкова.
Читайте также: Nabucco обошел Сакартвело стороной
Но даже если предположить, что будут преодолены все препоны на пути сотрудничества газовиков Азербайджана и Туркмении, газ среднеазиатских месторождений появится на Кавказе не раньше чем через десять лет. Потому что прокладка газопровода по дну Каспия тоже займет немало времени. И, поскольку "Газпром" ждать своих конкурентов не будет, а Европе голубое топливо нужно уже сегодня, то перспективы "Южного потока" выглядят куда предпочтительнее. А после его строительства туркменские углеводороды европейцам уже не понадобятся. Как и азербайджанские газопроводы.
"Географическое положение Азербайджана ставит его экспорт в жесткую зависимость от геополитических и экономических реалий кавказского региона, мировых и региональных конкурирующих сторон, что само по себе является ограничителем для транспортировки азербайджанской нефти в любом направлении. Таким образом, географическое положение Азербайджана в контексте существующей политической обстановки в мире не способствует быстрому успеху проектов его экспортных маршрутов", - отмечает издание Open Economy.
Так что остается только гадать, чем руководствовалось начальство Корпорации нефти и газа Грузии, объявляя тендер на поставку стройматериалов для газопровода "Восток-Запад". Вероятнее всего, топ-менеджеры КНГГ просто пытались потешить иллюзии грузинского правительства. Ведь больше тбилисских чиновников тешить нечем. Как говорится в известной поговорке - чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось.