Мужчина и женщина

Грузинские банки равняются на скотобойню

Грузинские банки равняются на скотобойню. 19931.jpegНа словах грузинские власти стремятся к реализации в стране западных либеральных ценностей, среди которых одной из основных является свободная конкуренция. Но на деле все наиболее привлекательные отрасли грузинской экономики монополизированы приближенными Михаила Саакашвили. Рядовые граждане на собственной шкуре испытали экономический "либерализм" режима, когда взлетели цены на мясную продукцию. А теперь лживость либеральных заверений Тбилиси заметили и за рубежом: международное рейтинговое агентство Fitch указало на монополизацию грузинского рынка банковских услуг.

В прошлом месяце в закавказской республике разразился кризис на продовольственном рынке - цены на говядину взлетели в полтора-два раза из-за требования Минсельхоза осуществлять поставки мяса на рынок лишь через две скотобойни. Очевидное стремление монополизировать этот рынок власти попытались оправдать давлением Евросоюза, который якобы настаивал на ужесточении санитарных мер перед заключением соглашения о свободной торговле.

Экспертное сообщество сразу же уличило правительство во лжи. "Мясо подорожало не потому, что Грузия выполнила рекомендации Европы, а потому, что не выполнила. В частности, монополистическое положение поставщиков мяса на рынок Грузии согласной новой инициативе было определено на законодательном уровне, что выразилось в ограничении свободного доступа на рынок новым игрокам и в изгнании старых игроков, - отмечал экономист Леван Каландадзе. - Это является созданием монополистического положения, т.е. преференцированного режима для определенных игроков рынка. Сейчас я спрашиваю: Это было рекомендацией ЕС? - Конечно же нет".

Читайте также: Сакартвело ждет "революция шашлыков"?

Ему вторил эксперт по вопросам экономики Ираклий Леквинадзе. "Еврорегуляции никак не связаны с ростом цены на мясо, поскольку в последний период в Грузии не выполняется ни одно из условий требований Евросоюза по безопасности продовольствия, этот законопроект вообще отложен в сторону. Если регуляции Евросоюза будут выполнены, рост цен коснется не только мяса, но и других продуктов. Это просто попытка оправдать то, что реально происходит, и что называется формированием новых скотобоен, когда несколько бизнес-групп завладели устройством скотобоен и обеспечивают поставку мяса на рынок", - констатировал грузинский экономист.

Но коллапс на мясном рынке был лишь частным проявлением системного кризиса экономики закавказской республики, вызванного ее разделением между приближенными к президенту бизнес-группами, которые уничтожают любых независимых конкурентов. Вчера международное рейтинговое агентство Fitch в своем докладе отметило еще одно проявление этого губительного для развития грузинского народного хозяйства положения вещей - отсутствие конкуренции на банковском рынке страны, который фактически поделен между двумя игроками, "Банком Грузии" и "ТиБиСи Банком".

С вердиктом влиятельного зарубежного института согласен экономист Реваз Сакеваришвили. "Данные Национального банка Грузии подтверждают, что эти два банка - "Банк Грузии" и "ТиБиСи Банк" - обладают "львиной долей" на грузинском рынке. Соответственно, предлагаемые банками потребителям сервисы ограничены и однообразны, по крайней мере, количественно. Исходя из этого, можно разделить мнение, что между банками наблюдается слабая борьба", - отметил грузинский эксперт.

Читайте также: Онищенко дал бой грузинскому свинству

Распределение отдельных отраслей народного хозяйства между немногими крупными игроками является ключевым направлением экономической политики грузинских властей. Ведь чем меньше участников, тем их проще контролировать, тем выше их зависимость от государства. И никакие западные либеральные ценности не отменят важность этого контроля для деспотического режима Саакашвили. Именно поэтому до сих пор парламентом не принят новый антимонопольный закон.

"Стандарты Евросоюза предусматривают создание условий для свободной конкуренции и гарантий, что крупные компании не будут злостно пользоваться своим монопольным положением за счет интересов рядовых граждан",- отмечали грузинские неправительственные организации после мясного кризиса. Но можно поручиться, что при нынешнем режиме такие условия созданы не будут. Оппозиционный депутат Гурама Чахвадзе справедливо отмечал, что по условиям конкуренции грузинский рынок застрял в XIX веке, поскольку "власти боятся экономической свободы своих граждан и принципиально не заинтересованы в создании среднего слоя населения. Дело в том, что экономически свободный средний слой свободен и политически". А этого Мишико боится гораздо больше всех претензий Евросоюза.