американская организация по изучению общественного мнения "Gallup" выяснила: грузины с подозрением относятся к лари. Лишь малая часть жителей Сакартвело верит, что это устойчивая и надежная денежная единица, в которой можно хранить нажитое непосильным трудом.
Не секрет, что грузинская экономика балансирует на краю пропасти и вот-вот сделает туда последний и решительный шаг. Избежать его вряд ли удастся: слишком много кредитов понабрало нынешнее правительство, слишком много долгов оставляет оно своим преемникам. Совсем скоро придет время платить по счетам, и Тбилиси только и останется, что залезать в новые, еще более жесткие и жестокие кредиты, или смириться с тем, что в экономике наступит полный коллапс. Если все кредиторы потребуют свои кровные, денег в стране не останется совсем, и что при этом будет с национальной валютой - один Бог ведает.
Немудрено, что в предчувствии этой грозы грузины все меньше и меньше доверяют лари. Валюта, абсолютно не востребованная нигде за пределами самого Сакартвело, вряд ли может быть спасательным кругом. Если курс лари полетит кувырком, что вполне вероятно, учитывая кошмарный госдолг и почти полное неумение Грузии производить хоть что-то, за что платят реальные деньги, то бедные жители Сакартвело рискуют окончательно и бесповоротно рухнуть за черту бедности.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что хранить потом и кровью нажитые сбережения жители Грузии предпочитают не в сомнительных лари, а в более-менее устойчивых долларах и евро. По большей части, конечно, в долларах - больше 70 процентов депозитов размещено у грузин именно в этой валюте. Не изменяют своим привычкам они и на фоне грозных слухов о дефолте, который вот-вот должен разразиться в Соединенных Штатах.
Как сообщают исследователи Gallup, из всех стран бывшего Советского Союза по недоверию к своей валюте Сакартвело стоит на втором месте. Первое, разумеется, занимает сейчас Белоруссия, но вряд ли Тбилиси стоит утешать себя этим и думать, что на фоне Минска у него еще все очень хорошо. На родине Батьки, как известно, сейчас бушует настоящий дефолт, экономика вошла в клинч, купить валюту практически невозможно, "зайчики" обесцениваются день ото дня. Тем не менее, 22 процента белорусов упрямо предпочитают хранить сбережения именно в них.
Министр экономики и устойчивого развития Вера Кобалия должна со стыда сгореть. Потому что в ее стране хранить сбережения в национальной валюте предпочитают лишь 28 процентов граждан. Всего на шесть процентов больше, чем в штормящей Белоруссии! Зазор ничтожен, и на этом фоне вещать о каких-то там прорывах и достижениях - просто глупо.
Юную даму-министра даже хочется пожалеть: рвешься-рвешься к светлому будущему со всем молодым пылом, стараешься-стараешься для народа, а он, подлец, такой неблагодарный и недоверчивый, что поневоле руки опускаются. И куча маниловских прекраснодушных проектов теряют всю свою прелесть перед грубой реальностью.
Быть в аутсайдерах для Грузии крайне обидно, учитывая, что две ее соседки - Армения и Азербайджан - более чем уверены в своей валюте, не заглядываясь на чужую. В Азербайджане три четверти населения предпочитают манат любым другим деньгам. Не сильно ниже цифра и армянских валютных патриотов - шестьдесят три процента. При этом доллару и евро там доверяют семнадцать и девять процентов соответственно. А замыкает тройку лидеров страна, из-за которой у всего правительства Саакашвили должно свести скулы от злости - Россия. Больше половины ее жителей, пятьдесят шесть процентов, считают, что лучше родного рубля ничего нет.
Российский рубль, в отличие от грузинского лари, вообще распространен на постсоветском пространстве. На него, как выяснили специалисты Gallup, полагаются в Таджикистане, Белоруссии, Киргизии и Армении. Излишне говорить, что за пределами Грузии хранить деньги в лари никто не рискует. Да что уж там, его и поменять-то далеко не везде можно.
Грустно смотреть на то, как Грузия рядится в американские обноски, цепляясь за доллар и обзываясь Джорджией. Право слово, осталось только попросить американцев о гуманитарной помощи: прислать одежду second-hand и надкушенные гамбургеры. А уж что случится с Сакартвело, если экономику большого и сильного заморского союзника накроет дефолт - страшно даже предположить. Хотя чего уж там, если тонет хозяин, то его верная собачка пойдет ко дну вместе с ним. Жаль лишь, что в печали о хозяине утонувшую псинку мало кто вспомнит.