Для того чтобы увидеть своими глазами столицу государства - Цхинвал, город, переживший грузинскую агрессию в августе 2008 года, у корреспондента GeorgiaTimes были всего сутки.
Въезжаем в Цхинвал. У северной окраины нас встречают большие частные дома, разбомбленные еще в начале 90-х. Они построены из какого-то добротного камня, который повсеместно используется в разных постройках на Кавказе, и, видимо, простоять могут еще много десятилетий. Но если раньше эти разрушенные здания наряду с пустой дорогой создавали картину полной тоски и уныния, то теперь въезд в город выглядит живее. Ситуацию существенно меняет расположенный чуть вдали от дороги, но хорошо заметный микрорайон Московский, возведенный на деньги российского правительства. Видны новые белые дома с красной крышей, над ними стоят краны, продолжается строительство сопутствующей инфраструктуры. Все это вселяет оптимизм.
Собственно, весь город выглядит так. Вот какой-то жилой дом с облупившейся штукатуркой, однако вполне жилой и со спутниковой антенной. Рядом с ним полностью развалившееся нечто, стремительно зарастающее буйной кавказской зеленью, а следующий дом блестит свежей краской ярких тонов. Наверное, Цхинвал - город контрастов.
Цхинвальцы просто обожают автомобиль "Нива". Тут их так много, как нигде - в разных комплектациях, старые и новые, с российскими и местными номерами. Через двадцать минут после въезда в Цхинвал я начинаю понимать, почему здесь все разъезжают на "Нивах". В городе на сегодня нет ни одной асфальтированной дороги. Власти решили провести революцию ЖКХ, в рамках которой меняют все коммуникации. Эта работа проводится впервые с 1957 года. После того как очередную улицу перекопали и заменили трубы, дорогу засыпают, но не асфальтируют, поскольку, возможно, придется еще раз копать. В результате все городские улицы, по которым ездят машины, представляют собой смесь кусков старого асфальта с камнями. Конечно, это создает неудобства для автомобилистов - знак ограничения скорости потерял тут свою актуальность. Больше сорока километров в час все равно не поедешь. Зато в городе скоро будут решены, и надолго, все коммунальные проблемы. Это, конечно же, большой плюс.
Привокзальная площадь Цхинвала. Здесь расположено одно из самых больших зданий юго-осетинской столицы - гостиница "Центральная". Это самая странная гостиница из когда-либо мной увиденных. Российские деньги до нее, кажется, не дошли, и менеджмент выходит из положения, как может. В гостинице довольно приемлемые номера, но вообще нет холла, там только предстоит ремонт. Здесь ничего не продается, сервис полностью отсутствует. Зато всегда есть горячая вода.
В углу Привокзальной площади находится, соответственно, вокзал. Мне стало интересно, зачем в городе, где уже нет железной дороги, уютный, буквально вчера отремонтированный зеленый вокзал. Вокзал закрыт, и я прошел на станцию. Представьте себе Казанский вокзал без рельсов, вместо которых - поле ярких цветов. Вот так выглядит железнодорожная станция Цхинвал. В советское время сюда шла тупиковая ветка Закавказской магистрали от Гори, то есть, со стороны Грузии. Понятно, что она уже двадцать лет не функционирует. В зарослях травы я обнаружил всего один поржавевший путь.
Город строится, это однозначно. Еще хватает руин и посеревших от старости многоэтажек, но уже и очень много построенных и восстановленных зданий. Просто осетины, в отличие от грузин, не умеют пиарить свои достижения. Если в Грузии каждый километр новой дороги отмечается фейерверком, а о том, что еще одно здание окрашено в розовый цвет, узнает вся мировая общественность, то об успехах скромных осетин не знает никто. А они, эти успехи, есть. Меня восхитил новый цхинвальский стадион. Небольшой, но современный, с хорошей инфраструктурой. Я, конечно, не строитель, но выглядит он просто замечательно.
Нас повезли в село Тбет, совсем недалеко от города. Там недавно построили дома для сельских жителей. Однотипные и ничем не примечательные, но новые и со всеми коммуникациями. В Цхинвале особенно бросается в глаза именно социальное строительство. Новые школы, строится семь детских садов.
Цхинвал, по сравнению с центром Осетии - Владикавказом, конечно, провинция. Но есть у этого города и несомненные плюсы. Во-первых, именно здесь начинаешь чувствовать, что ты в Осетии. Во Владикавказе я не услышал ни слова по-осетински, здесь же на этом языке говорят все.
В этом городе много маленьких и уютных забегаловок, где за 150 рублей можно отлично пообедать. Такого уже нигде давно не встретишь. Но есть здесь и настоящие рестораны. В одном из таких мы повстречались с теми, кого в получасе езды отсюда, в Грузии, принято называть "оккупантами". Группа молодых российских военнослужащих отмечала присвоение очередного звания одному из своих сослуживцев. Сначала мы решили, что это осетинские военные, но потом выяснилось, что молодой человек по фамилии Хамидов, родом из Дагестана, которому на вид максимум года 22-23, отмечает присвоение ему звания капитана.
Свою речь, обращенную ко всем находящимся в ресторане, он начал так: "Вы знаете, кто я? Я - племянник Рамиля Хамидова". Молодой человек ждет реакции, но никто не знает, кто такой Рамиль Хамидов. Он повторяет еще раз. Так и не дождавшись восторженной реакции, племянник продолжает тост. Только потом выяснилось, что его дядя - известный ученый, у которого "есть патенты". Я же для себя выяснил, что в российской военной группировке, видимо, в основном состоят служащие из соседних кавказских республик России. Здесь они - как дома, в своей стихии.
В Южной Осетии скоро выборы президента. Все совсем неоднозначно. Вроде бы ярких фигур на местном поле, кроме Кокойты, и нет. С другой стороны, согласно конституции, баллотироваться он не может. Так что в списке претендентов на высокий пост будет не одна фамилия. Предвыборная кампания очень заметно идет в прессе, но не на улицах города.
Однако мы смогли почувствовать вкус предстоящего политического соревнования. В день, когда в Цхинвале проходила наша конференция, президент республики Эдуард Кокойты получил орден "Рыцарь чести" Мирового Артийского комитета. Торжественное вручение плавно перешло в концерт звезд кавказской эстрады, которые, кстати, очень неплохо выступили. Среди них был и местный эстрадный король - Нодар Гунцадзе. Исполнив несколько зажигательных композиций, он, покидая сцену, заявил, что надеется на то, что Кокойты получит третий президентский срок. Такое же желание высказал и представитель Мирового Артийского комитета, награждавшего Кокойты.
Южная Осетия - очень маленькая страна. Но она не настолько мала, чтобы с ней можно было познакомиться за один день. Сегодняшний Цхинвал - столица районного масштаба, однако в этом вся прелесть и города, и страны. Здесь нет одинаковых сетевых магазинов и безликих, пошлых реклам. Здесь люди пишут слово Center как Centr, а на приграничной будке висит табличка не "миграционной службы", как везде, а "иммиграционной". Кажется, что жизнь здесь далека от цивилизации. И самое лучшее, что можно сделать, это не испортить этот колорит.