Грузия просит европейское сообщество принять меры для постоянного функционирования в Абхазии миссии международных наблюдателей ООН или Евросоюза.
Повод к подобному беспокойству со стороны грузинского руководства очевиден. Напомним, что совсем недавно, 1 января, завершила свою работу в стране миссия ОБСЕ. Несмотря на попытки Запада и Грузии продлить мандат организации, Россия наложила на него вето. Поскольку формат мандата устарел, на его изменении настаивали Сухум и Цхинвал, требуя, чтобы любые международные наблюдатели на территории этих республик именовались соответственно миссиями в Абхазии и в Южной Осетии. Но эти требования ОБСЕ проигнорировала, т.к. продолжает считать обе республики частью Грузии. И вот теперь в Тбилиси опасаются, что данный сюжет может повториться и в отношении мандата миссии ООН.
«Не исключено, что Россия потребует такое изменение формата миссии, какое для Грузии станет совершенно неприемлемым, - сообщил агентству «GHN» эксперт Ираклий Менагаришвили. - Речь пойдет о создании в Абхазии отдельной миссии, что практически эквивалентно признанию Совбезом ООН независимости республики. Грузия не сможет согласиться с таким решением. И вероятно, что Россия предпримет такие же шаги, как в случае с ОБСЕ».
Может ли международное сообщество воспрепятствовать России в использовании права вето?
Депутат грузинского парламента Паата Давитая, которого цитирует сайт Day.Az, предлагает такой вариант: «Надо сделать все для того, чтобы Россия была представлена как участник конфликта. В таком случае, согласно уставу ООН, она не сможет принять участие в голосовании (относительно продления мандата)».
Следует сказать, что авторство идеи принадлежит вовсе не Давитая. В 2005 году, стремясь к выводу из Абхазии и Южной Осетии российских миротворцев, грузинское руководство уже предлагало считать Россию стороной конфликта. Но эта идея поддержки на Западе не получила.
Вместе с тем, совсем не факт, что пессимистические прогнозы грузинских политологов сбудутся. Позиция, которой придерживается Сухум по отношению к наблюдателям ООН, вовсе не производит впечатления «отрицательной». Наоборот. Абхазия не против того, чтобы данная миссия работала в республике.
«Мы, - поясняет в интервью «НГ» министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, - действительно заинтересованы в нахождении представителей ООН в Абхазии. Название (территории, на которой они действуют), на мой взгляд, в данной ситуации хотя и важно, но не первостепенно - компромисс всегда можно найти, было бы желание».
Однако, оговаривается он, в последнее время в регионе произошли слишком серьезные изменения. И называет их: Грузия вышла из Московских соглашений, российские миротворцы ушли из зоны конфликта, а вместо них появилась 58-я армия. «Прежний формат присутствия представителей ООН полностью разрушился. Наблюдать за миротворческими операциями сил СНГ она уже просто не может - таковых сил более не существует».
Прежних функций, заключает Шамба, у миссии нет, но при этом есть мандат, есть обоюдное желание сторон в ее нахождении на территории Республики Абхазия. «Значит, надо найти функциональное решение. Причем не из пальца высосанное, а конкретное и эффективное».
Сергей Чайкин