Если вы едете по Кахетии осенью, то по пути вам тут и там встретятся бочки с вином и свежее мясо. Если же вы едете в начале лета, то по обеим сторонам от трассы вы увидите целые поля клубники. Ее невероятно много, крестьяне сеют ее гектарами.
Восточно-грузинская земля, впрочем, как и западно-грузинская, не очень плодородна. И культур, которые приносили бы большую прибыль, почти нет. В Кахети растет виноград, есть фруктовые сады и кукуруза. Но и это не позволяет крестьянам после продажи урожая считать деньги пачками.
Клубника - редкое исключение из правил. Если урожай хороший и цена высокая, то фермеры могут заработать на ней большие деньги.
В надежде на урожай и высокую цену, кахетинские крестьяне иногда отводят под клубнику десятки гектаров плантаций. И даже сокращают кукурузные посевы, имеющие поистине стратегическое значение, ведь кукуруза - это корм для домашних животных. Как сообщает грузинские радио "Эрети", только в одном районе Гурджаани под клубнику выделили до 500 гектаров земель.
Ранее мы писали: Фокусник Квезерели посеял миллионы
Клубника - очень трудоемкая культура, требующая ухода. Одно дело, держать грядку в огороде, другое - выделить гектары в поле. Кахетинцы - народ шустрый, и как только ягода начинает поспевать, появляется много желающих ее украсть. Есть три вида продавцов клубники на грузинских рынках: те, кто ее вырастили, те, кто ее купили с поля, и те, кто ее украли с поля. Последних хоть и много, но они сильно рискуют. Конечно, можно на рассвете подогнать к краю поля машину и начать грузить клубнику ведрами. Но местные крестьяне - люди суровые, в суд они не ходят, а охраняют посевы с оружием. Стреляют без предупреждения.
И вот все этапы сложного процесса пройдены. Клубника ухожена, сохранена и собрана. В этом году выдался очень неплохой урожай. И вот тут выяснилось главное: купить его, собственно говоря, и некому. То есть, с одной стороны, все по-прежнему. Крестьяне могут продавать урожай с поля заезжим коммерсантам. Они без проблем возьмут любое количество. Но вопрос в цене, а платят они мало. Спекулянты, а именно так их называют крестьяне, пользуются тем, что люди не имеют возможности самостоятельно вывезти урожай за пределы своего района, и скупают его за копейки. Из года в год фермеры вынуждены были сбывать урожай предпринимателям, довольствуясь малым. Но на этот раз и посевы были большие, и клубники выросло много. И весь объем продать оказалось очень трудно. Вначале фермеры пытались "заламывать" цены, предлагая ведро клубники за пятнадцать лари, что в пересчете на русские деньги всего 200 рублей с копейками, но теперь вся трасса полна продавцов, которые не могут сбыть скоропортящийся продукт и по семь лари за ведро.
Всю вину за сорванный сезон народ, как водится, возлагает на власти. Отчасти они, конечно, виноваты. Несмотря на большие обещания, цивилизованного рынка сбыта клубники, как и других культур, не появилось. Нормальный рынок сбыта подразумевает присутствие крупных оптовых покупателей, наличие оптовых баз, систем хранения и многого другого. Пока всего этого нет, условия диктуют спекулянты, для которых семь лари за ведро клубники - самая лучшая цена.
Ранее мы писали: Грузинский народ сдали на опыты
Но местные власти, в лице заместителя гамгебели муниципалитета Гурджаани Валерия Горгишели, считают, что виноваты фермеры. Они выращивают клубнику не высшего качества, по этому на нее плохой спрос.
Центральные власти Грузии в лице президента Михаила Саакашвили тоже интересуются кахетинским сельским хозяйством. Некоторое время назад грузинский лидер посетил Кахети, показав крестьянам, как надо выращивать оливки. Он присутствовал на церемонии закладки оливковых плантаций. Тогда Саакашвили сказал фразу, которую теперь вспоминают по вечерам местные крестьяне. "Оливки - не клубника. Ее очень трудно выращивать, оливы требуют куда меньше ухода. Так что переходите на оливки", - заявил Саакашвили, и теперь суеверные крестьяне уверены, что президент их сглазил.
Да, лидер Грузии, возможно, не любит клубнику. Но проблема не только в этом. Если говорить серьезно, то в сельском хозяйстве Грузии системный кризис, который преодолеть так просто не получится.
Крестьяне не собираются менять традиционный уклад жизни. Сегодняшнее сельское хозяйство Грузии держится на домашнем подворье, где сам принцип работы не позволяет заработать. Крестьянин продает излишки, а не работает на рынок. Мало у кого есть крупные наделы, нет банковского кредитования сельского хозяйства. Нет маркетинга, не существует системы сбыта, логистики, хранения. Есть, правда, целое министерство сельского хозяйства, оно фонтанирует светлыми мыслями, однако до практической реализации дошли не многие из таких идей.
В советское время агропромышленный комплекс Грузии базировался на культурах, которые сегодня в глубоком упадке. Это чай, табак и цитрусовые. В то время, в условиях дефицита и совхозной системы хозяйствования, даже очень плохой по качеству чай забирали за хорошие деньги. Теперь всего этого нет, а сельскохозяйственных культур, которые могли бы приносить прибыль в нынешних условиях, у грузинских крестьян тоже нет. А если и есть клубника, на которой в теории можно неплохо подзаработать, то на практике ее очень трудно продать.