Грузинский лидер Михаил Саакашвили, переписавший под себя конституцию страны, уже открыто заявляет о том, что намерен оставаться у власти и после истечения срока своих президентских полномочий. Если раньше Мишико выбирал обтекаемые формулировки, то теперь он утверждает, что через два года "никуда не испарится". Откуда у главы Сакартвело такая уверенность?
"Если бы я объявил торжественно сейчас или год назад, что ухожу, ничего этого практически не осуществилось бы, - сказал он, подразумевая спорные преобразования в республике. - Потому что демократия у нас еще не институционализировалась, нельзя сказать, что личность ничего не значит. Но я могу вам честно сказать: реально даже в моем кругу проблема 2013 года вообще не обсуждается".
Действительно, зачем обсуждать то, что уже очевидно? Имея в своих руках марионеточный парламент, практически полностью состоящий из депутатов правящей партии "Национальное движение" и готовый поддержать любой законопроект, Саакашвили может быть уверен в завтрашнем дне. Ведь, согласно поправкам в конституцию страны, все рычаги власти после 2013 года фактически переходят в руки премьера. И нет никаких сомнений в том, что кандидатура Мишико наберет в парламенте "нужное" количество голосов.
В свое время один из лидеров консерваторов Каха Кукава абсолютно точно подметил, что обсуждение конституции в Грузии можно назвать внутрипартийными консультациями, так как она выражает только лишь интересы одной политической силы. Прав оказался и член Республиканской партии Вахтанг Хмаладзе, заявивший о том, что новая конституция подведена под правящий режим и устанавливает "суперпремьерскую республику": "Если нашу действующую конституцию можно назвать суперпрезидентской, так как вся власть была сосредоточена в руках президента, то по новой конституционной норме главой власти является премьер: ни у президента, ни у парламента нет рычагов давления на него", - отметил он.
Но как ни крути, создавать видимость демократии, о которой так любит рассуждать грузинский лидер, пока все-таки надо. В своем недавнем интервью он говорит о том, что в Сакартвело "много реальных политических лидеров", правда тут же, отвечая на вопрос о своих перспективах в кресле премьера, добавляет: "то, что я никуда не испарюсь после 2012 года, это точно".
Таким образом, чем ближе тот час, когда Мишико будет вынужден освободить президентское кресло, тем откровеннее становятся его высказывания о будущем. А ведь еще год назад Саакашвили говорил о том, что он в меньшей степени думает о своих последующих профессиях. "У меня большие жизненные планы, но сейчас я больше сконцентрирован на том, что произойдет до 2013 года, и менее на том, как будут развиваться события после 2013 года", - заверял он.
Что это, очередная пиар-кампания действующего президента, который хочет внушить народу, что альтернативы ему нет и не будет? В разговоре с корреспондентом GeorgiaTimes оппозиционный грузинский парламентарий Петре Мамрадзе заявил о том, что у Саакашвили и первых лиц его режима попросту нет выбора. "Если они отойдут от власти, то им прямой путь в тюрьму за все содеянное, - говорит Мамрадзе. - А это в нашем маленьком обществе знают все. Тут и заказные убийства, и многочисленные нарушения прав человека и собственности. За это придется отвечать, и поэтому я уверен, что Саакашвили и его команда будут цепляться за власть и, кстати, уже это делают".
Впрочем, наш собеседник также уверен в том, что в Вашингтоне Саакашвили поддерживать больше не станут. "Уже в этом году его соратникам объяснили: если действующий президент хотя бы в какой-либо форме останется у власти, скажем, станет премьер-министром, что переделанная им конституция вполне позволяет, то никакой помощи Грузия не получит, - подчеркнул парламентарий. - И это уже будет рассматриваться как попытка узурпации власти. На сегодняшний день такая узурпация имеет место быть, вспомните хотя бы события 26 мая. Несмотря на требования Запада разобраться в ситуации, Саакашвили нагло заявляет о том, что полиция действовала правильно. Таким образом, президент идет на открытую диктатуру. Но Запад, который дал Грузии четыре с половиной миллиарда долларов после военно-политической авантюры 2008 года, уже убедился в том, что Саакашвили использует все эти средства на консолидацию власти".
Судя по всему, удержаться у власти за счет собственных сил у Мишико вряд ли удастся. Конечно, он может сколько угодно переписывать государственные документы в угоду самому себе, но, вероятно, без поддержки Соединенных Штатов этот политик ничего собой не представляет. И с каждым днем Саакашвили об этом действительно намекают все менее двусмысленно.