Президент Грузии, как ни крути, очень талантлив. Не в роли государственного деятеля, конечно же, или организатора-хозяйственника. Но он чрезвычайно искусен на том особенном поприще, где так преуспел Остап Бендер, которого можно назвать литературным альтер-эго Мишико. А именно - в умении красиво подать себя при первом знакомстве. В свое время на это лживое обаяние купилась значительная часть грузинского народа, но с тех пор ей представилось немало возможностей убедиться, какой проходимец и авантюрист узурпировал президентский дворец в Авлабари. Теперь свое умение "гладко стелить" он предпочитает демонстрировать за рубежом.
Очередным полигоном для самопиара Михаил Саакашвили избрал польский еженедельник Uwazam Rze, корреспонденту которого дал пространное интервью. В этой беседе со всей полнотой раскрылся потенциал лидера закавказской республики в искусстве передергивания фактов и подмены понятий. На первый взгляд, свою точку зрения на ситуацию в Грузии он и на международной арене излагает очень толково и аргументированно. Но лишь на первый. Очень быстро становится понятно, что движет им не желание рассказать польской аудитории о собственной стране, а лишь одно всепоглощающее чувство - параноидальная русофобия, которую он стремится навязать и своему собеседнику, и читателям Uwazam Rze.
Михаил Саакашвили в очередной раз обвинил Россию в стремлении аннексировать провозгласившие независимость Абхазию и Южную Осетию. При этом он никоим образом не прокомментировал усилия российского МИДа по поддержке международного признания бывших грузинских автономий, которая постепенно склоняет симпатии мирового сообщества на сторону новых государственных образований. Понятное дело, что признание Абхазии со стороны Вануату - для Мишико словно нож в сердце, но это не повод клеветать на Москву. Хотя что ему еще остается? Тем более что ничего другого он делать не умеет.
И тбилисский демагог развернулся вволю. "Они финансировали действующие в нашей стране террористические группировки - я не хочу называть их оппозицией, так как они отказываются участвовать в демократической выборной конкуренции, а провоцируют беспорядки и призывают к свержению законно избранной власти", - завел Мишико любимую старую шарманку с песней о тайных происках Кремля. И тут же заявил, что, "без поддержки плюрализма и либерального подхода к различным сферам жизни эффективно модернизировать страну невозможно".
Свое умение поддерживать плюрализм Саакашвили отлично продемонстрировал на прошлой неделе на проспекте Руставели: четверо погибших, сотни раненых и арестованных. Хорош плюрализм, когда сразу записывают в террористы всех, кто не согласен мириться с подтасовками на выборах, которые Мишико любит называть "демократической выборной конкуренцией". При том, что его режим не стесняясь поддерживает самых настоящих террористов на Северном Кавказе. Такой же издевкой воспринимается на фоне трагических событий 26 мая реплика президента о том, что "мы стабилизировали политическую систему". Да, разогнав несогласных спецназом.
Зато его горделивая фраза о свершившейся в грузинском обществе "ментальной революции", которую Мишико, видимо, ставит себе в заслугу, не может не развеселить.
"Раньше в возможность создания на Кавказе современного государства не верили. Считалось, что его жители обречены на взаимную войну и насилие, что им всегда придется обращаться к внешним силам, которые смогут установить здесь порядок", -пыжась, провозгласил грузинский лидер. Судя по всему, он предпочел позабыть, как сам привел собственную страну к позорной войне, сделавшей отделение Абхазии и Южной Осетии фактом международного права. А уж упоминание внешних сил тем более забавно, что дальше он прямо говорит: без поддержки Запада его режим бы не устоял.
Но в чем-то Михаил Саакашвили прав, говоря о "ментальной революции". В одном аспекте она проявилась очень ярко - в деградации управления и профессионального уровня населения в целом. "Необычайно важно, что поколение, управляющее сейчас Грузией, не помнит даже, как выглядел Советский Союз. Я последний, кто имеет об этом какое-то представление. Когда рухнул СССР, я был студентом, но потом я работал с политиками, которые сформировались в ту эпоху. Некоторые грузинские министры и депутаты сейчас не слишком хорошо представляют, кем был Ленин", - с вполне понятной гордостью заявил Мишико. Да, это целиком его заслуга, что властные кабинеты в грузинском государстве оккупировали неучи и невежды. Одна министр экономики Вера Кобалия, больше привыкшая печь булки, чем печься о развитии народного хозяйства страны, чего стоит! Саакашвили как раз и воплотил заветы Ильича - поставил кухарку править страной. Только вряд ли Вера Кобалия знает, кто такой Ленин и чем его идеи обернулись.