Трибуна, на которой сегодня утром, принимая военный парад, стоял лидер Грузии Михаил Саакашвили, появилась еще вчера. Прошлым вечером на ней стояла Нино Бурджанадзе. Мишико не пережил этого вызова и отправил полицию для подавления акции протеста.
Сегодня, если бы не плотное окружение охранников, грузинский лидер мог бы заметить багровые пятна крови своих сограждан на асфальте. И двадцать лет спустя история страны пишется кровью.
Действо, которое происходило сегодня утром на проспекте Руставели перед зданием парламента, было бы комичным, если бы не вчерашняя трагедия. Через весь центр города торжественно проследовала военная техника, танки и БТРы, над столицей полетали боевые самолеты. Очень ироничное зрелище. Руководство Грузии и толпа зевак с флажками и воздушными шариками приветствовали армию, за 20 лет независимости проигравшую три войны. Это та самая армия, которая с позором оставила Абхазию и Южную Осетию, а потом, в 2008 году, оказалась способна воевать только со спящими жителями Цхинвала. После чего она быстрее местного населения покидала города и веси, открывая российским войскам дорогу на Тбилиси.
С тех пор грузинское оружие способно воевать только со своими гражданами. Как это и происходило вчера ночью.
Зачистку территории от участников акции протеста власти назначили на полночь. К этому времени на площади перед зданием парламента появились отряды специального назначения. Свои позиции они заняли поодаль от митингующих. Поначалу казалось, что спецназовцы не собираются предпринимать никаких действий.
Дальше события развивались по сценарию какого-то исторического боевика. От отрядов спецназовцев отделились представители администрации Тбилиси и направились в сторону участников акции протеста. Пробравшись к трибуне, на которой находились оппозиционные лидеры, они передали предложение о переносе митинга в какое-нибудь другое место. Толпа затихла. Встреча оппозиции и тбилисских властей продолжалась недолго, несколько минут. После этого выступавшие сказали, что договориться не удалось, и акция протеста продолжится здесь же. Несогласные призвали полицию не открывать огонь по людям.
Огонь открыли спустя всего несколько минут. По тому, как начал действовать спецназ, было ясно: операция по разгону участников митинга готовилась заблаговременно, и все роли в ней расписаны. Силовики начали колотить своими пластмассовыми щитами пытавшихся сопротивляться молодых участников акции, в это же время в сторону митинговавших полетели газовые шашки, а затем в ход пошел слезоточивый газ.
Оппозиция, которая решила перенести свою акцию протеста к зданию парламента, безусловно, намеревалась сорвать военный парад. Но административная машина еще вчера днем была готова к репрессиям. В эфире телеканалов появилась видеозапись, на которой организаторы акции протеста якобы вербуют молодых людей для поджогов и взрывов автомобилей. Тем самым власти готовили общественность к грядущим арестам и задержаниям оппозиционеров.
Собственно, так и произошло. Арестованы, по некоторым данным, около 90 участников ночного митинга перед зданием парламента. Причем, перед полицией была поставлена задача не просто разогнать митинг, но и задержать его участников. С этой целью был создан специальный кордон. Людей избивали дубинками, а потом, когда митингующие пытались бежать, их останавливали у этого кордона, продолжали избивать и запихивали в автомобили, отправляя прямиком в полицию.
В результате бойни погибли два человека. Они оба имели отношение к правоохранительным органам. 54-летний Нодар Цхададзе раньше работал в полиции, а лейтенант Владимир Масхулашвили - один из тех, кто был занят разгоном митингующих. Интерпретации событий, повлекших смерть этих людей, готовятся у нас на глазах. Многие видеокамеры запечатлели момент, когда погиб Масхулашвили. Он стоял на подножке полицейского джипа, который несся на огромной скорости по проспекту Руставели. В какой-то момент полицейский не удержался и упал на асфальт. Его тут же окружили спецназовцы. Лейтенант держался руками за голову - тогда он еще был жив. А утром проправительственные СМИ представили совсем другую версию развития событий.
Звучит она так: полицейский находился в оцеплении, когда на него наехал автомобиль организаторов акции протеста. Несмотря на то, что машина переехала живого человека, водитель не остановился и поехал дальше. Таким образом, лидерам оппозиции недолго ждать обвинений в убийстве сотрудника полиции.
Задержанных участников акции сбоку от площади ожидали специальные автобусы. Пойманных оппозиционеров избивали, ставили на колени, освещая фонарями их лица, и потом пинками загоняли в транспорт.
На случай, если оппозиционеры оказали бы серьезное сопротивление, силовики приготовили альтернативный план действий. Сбоку от проспекта стояли несколько бронированных машин и техника министерства обороны.
Власть, судя по всему, была готовы на любые действия. Армия, которая на утро должна была выйти на парад, ради этого красивого события была заранее готова стрелять по своим согражданам.