Президент Азербайджана Ильхам Алиев, разрабатывая идею о превращении своей страны в центрального игрока на Кавказе, еще в 2008 году посулил, что национальные интересы остальных участников проекта - Турции и Грузии - будут обязательно защищены. "Мы превратимся для Европы и Азии в незаменимый транспортный пункт, и у этого имеются очень большие экономические и, ни для кого не секрет, политические дивиденды. Мы это уже чувствуем. Все это определяет процессы в регионе. Использование нашей энергетической и транспортной инфраструктуры, конечно же, принесет всем сторонам выгоду, потому что это проект самого эффективного и выгодного пути для доставки энергоносителей на мировые рынки, который в плане транспортировки значительно сокращает расстояние", - заявил азербайджанский лидер.
Примечательно, что на раннем этапе реализации проекта Баку посулил Тбилиси полное финансирование при строительстве грузинского участка железной дороги. И выделил льготный 20-летний кредит в размере 200 миллионов долларов под 1 процент годовых - на реконструкцию 183 километров полотна. Однако турецкие коллеги свой участок стоимостью 220 миллионов долларов наполовину построили, а грузинское правительство разводит руками и сетует на ужасные климатические условия. Дескать, именно непогода виновна и в буксировке проекта, и в том, что деньги исчезают в неизвестном направлении.
Очевидно, что азербайджанцы несколько поторопились с выбором стратегических партнеров для решения собственных геополитических и экономических проблем. Тот факт, что Грузия является американским сателлитом, не значит ровным счетом ничего и не гарантирует честных взаимоотношений между участниками проекта. И тут можно вспомнить небезызвестный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, построенный в обход российского Баку-Новороссийск, строительство которого при активном участии США и Великобритании изменило расстановку сил в регионе, охватывающем Среднюю Азию, Кавказ и акваторию Каспийского моря. Ведь теперь Вашингтон не только получает практически дармовую нефть, но и расширил границы своего влияния. Что выиграла Грузия? Пока ничего, кроме финансовой кабалы МВФ и Всемирного Банка.
Кавказские республики надеются с помощью железной дороги увеличить приток иностранных инвестиций и заполучить облегченный вариант вступления в НАТО. Возможно, поэтому Азербайджан так упорствует в своем желании реализовать этот проект. Именно поэтому готов снабжать Грузию деньгами до тех пор, пока нерадивые чиновники, вдоволь наворовавшись, не направят средства в нужное русло.
"Это очень важное решение, и мы благодарны азербайджанской стороне за понимание. Ввод в эксплуатацию этой железной дороги обеспечит привлечение новых грузов и пассажиропотоков, так как она соединит Азию и Европу самой короткой дорогой", - сказал министр регионального развития и инфраструктуры Рамаз Николаишвили после подписания дополнительного соглашения.
Но не только Россия удивлена, что за ее спиной плетутся такие интриги. Армения может полностью лишиться своего веса на Кавказе, что существенно осложнит ей решение вопроса о Нагорном Карабахе. Армянские оппозиционеры призывают власти добиться иного положения республики в международном сообществе, чтобы соседи по региону вели себя более сдержанно в своей политике, направленной против Еревана.
"Не задействованные в регионе пути коммуникации фактически уже потеряют ту свою цену, которую они до этого имели в глазах Запада и мира в целом. Сейчас, когда появляется конкурент, причем, бесконфликтный и беспроблемный, то, естественно, у Армении станет одной выигрышной картой меньше. Не хочу сказать, что республика потеряет свою привлекательность, никому не будет интересна, но, во всяком случае, будет менее интересна, чем раньше", - цитируют СМИ главу парламентской оппозиционной фракции "Наследие" Степана Сафаряна.
Разумеется, у самой Армении альтернатива мировому сообществу есть: ветка Гюмри-Карс. Но непростые политические отношения между Ереваном и Баку блокируют данный участок для взаимодействия всех заинтересованных сторон. И армянские власти вынуждены использовать для транспортировки собственных грузов грузинскую железную дорогу. Соответственно, чтобы иметь хоть какой-то выход на международные рынки, приходится считаться с Вашингтоном. К сожалению, неизвестно, когда Турция и Азербайджан поймут, что необходимо сбросить американское ярмо, превратившись в такой же, как Грузия, проект - "национальное государство", которое будет погребено под руинами собственных культурных ценностей. И ознаменует еще один "маяк демократии" с лицом якобы реализованной "американской мечты".