В Тбилиси происходит несколько неожиданная акция протеста. Около пятидесяти адвокатов вчера объявили голодовку и намерены голодать до тех пор, пока власти не удовлетворят их требования. Даже бегло ознакомившись с их списком, можно утверждать: голодать адвокатам еще долго. Руководство республики должно выполнить в общей сложности больше десятка пунктов, среди которых свобода СМИ, освобождение политзаключенных и уголовное преследование тех, кто связан с элитной коррупцией.
Удивляет даже не количество требований, а их масштабность. Адвокаты намерены голодать пять дней, в течение которых грузинские власти должны вернуть в страну свободу слова, создать независимую судебную систему, провести объективное расследование по делу молодых людей, расстрелянных полицией на улице несколько лет назад, исполнить решение Страсбургского суда, связанного с убийством Сандро Гиргвлиани. Кроме того, участники голодовки требуют выявить и наказать тех, кто связан с элитной коррупцией, объявить всеобщую амнистию для незаконно содержащихся под стражей и привести конституцию в соответствие с международными конвенциями.
Особо примечательный пункт в этом списке - покарать всех, кто вовлечен в пресловутую элитную коррупцию. Фактически, адвокаты предлагают властям посадить самих себя в тюрьму, предварительно создав за пять дней новое, свободное государство. Задача, согласитесь, по сложности - на уровне сотворения мира. В противном случае протестующие угрожают принять участие в акциях протеста, стартующих 21 мая.
К голодовке в самом ее начале присоединились полсотни человек, среди которых несколько адвокатов. Положению представителей этой профессии в Грузии не позавидуешь. Авторитарный тбилисский режим низвел роль адвоката в суде до уровня статиста. В Сакартвело самый низкий по Европе показатель оправдательных приговоров, и в такой ситуации от защитника, насколько бы хорошо он ни работал, мало что зависит.
Более того, многие адвокаты сами превратились в узников грузинских тюрем. Если защитник проявляет повышенную активность и готов бороться с системой до конца, то для него очень быстро находят в уголовном кодексе подходящую статью. По информации грузинской Ассоциации адвокатов, на данный момент за решеткой находятся 111 юристов. Как правило, сажают тех, кто участвует в судебных процессах с политическим подтекстом. Европейская профессиональная ассоциация в 2010 году подтвердила факты давления на грузинское адвокатское сообщество, обращалась к властям страны с просьбой прекратить преследование юристов по политическим мотивам. Но и так понятно, что за это время ничего не изменилось к лучшему.
Главным героем нынешней голодовки стал адвокат Шалва Хачапуридзе - самый, наверное, цитируемый в грузинских СМИ. Однако его организаторские способности не очень высоки: матрасы и воду, предметы первой необходимости при голодовке, к началу акции доставить не успели, а когда все-таки привезли, то расположиться возле здания парламента не получилось. Полиция конфисковала матрасы, и это внесло раскол в ряды протестующих. В итоге одни остались голодать без матрасов, а другие ушли опротестовывать действия полиции в суд. Но, тем не менее, голодающие адвокаты уверены, что смогут превратиться в общенациональную силу и объединить как минимум пятьсот из пяти тысяч своих коллег.
Хачапуридзе уже не в первый раз оказывается героем шумных скандалов. Несмотря на всю свою харизму, он - один из немногих грузинских юристов, открыто предъявляющих претензии властям. И такая оппозиционность ему дорого обходится. Прошлым летом его избила группа неизвестных, а в больнице не только отказались освидетельствовать травмы, но и высказались в поддержку нападавших. Но побои адвоката не останавливают: минувшей осенью он подготовил иск против Саакашвили в Гаагский трибунал. Хачапуридзе известен также как автор идеи памятника жертвам репрессий Саакашвили - семиметрового монумента в виде креста, который планируется установить в Тбилиси.
Эта деятельность требует не только профессионализма, но и крепкой воли. Гаагский суд - чрезвычайно бюрократизированная структура, поэтому только подготовка иска занимает годы. Хачапуридзе прошел весь этот путь. Иск, направленный им в Гаагский трибунал, состоит из 150 страниц. Саакашвили инкриминируется узурпация власти, изменение конституции, незаконные аресты и убийства людей, в том числе Жвания и Патаркацишвили. Упоминаются и нападения вооруженного спецназа Грузии на мирные митинги и демонстрации, и штурм телекомпании "Имеди". Представлена также информация о политических заключенных. По мысли адвоката, грузинский лидер должен понести ответственность и за "пятидневную" войну в Южной Осетии. На сегодняшний день это фактически единственный "сборник" преступлений действующего президента Сакартвело.
Однако до суда это дело так скоро не дойдет. Согласно уставу организации, три постоянных члена Совбеза ООН из пяти (США, Россия, Франция, Китай и Англия) должны представить резолюции, и только после этого суд приступит расследованию.
"Сейчас мы обращаемся к посольствам с просьбой выдать мне визы, для того чтобы я отвез все необходимые документы в МИД этих стран, - рассказывает Хачапуридзе. - Их реакция будет своеобразной. Или они друзья грузинского народа, или - друзья Саакашвили. Кстати, Франция уже предоставила мне визу". Приезжал он и в Москву, передавал документы в Министерство иностранных дел России. И тогда же заявил, что на него готовится покушение.
С тех пор прошло больше полугода, но пока из Гааги - никаких вестей. Хачапуридзе не унывает: ему прекрасно известно, что в Европе дела делаются долго. А пока он готов принять участие в голодовке, чтобы затем, присоседившись к еще одной акции протеста оппозиции, стоять рядом с теми, кто так же, как он сам, надеется свергнуть режим Саакашвили.