Грузия и США до конца недели подпишут в Вашингтоне Хартию о стратегическом сотрудничестве.
Интересно, что буквально до последних дней в сообщениях на эту тему фигурировало другое понятие - рамочный договор, а никакая не Хартия. И сейчас продолжает оставаться непонятной эта подмена. Тем более что вышеупомянутый перечень, открываемый словом «предусматривает», точно тот же, что и относившийся к рамочному договору.
8 января в Вашингтон отправятся первый замминистра иностранных дел Гига Бокерия, министр обороны Давид Сихарулидзе и госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. А глава МИД Григол Вашадзе и новый посол Грузии в США Бату Кутелия уже находятся в американской столице.
Напомним, подписание документа было запланировано на 4 января, однако отложено в связи с обострением обстановки на Ближнем Востоке и срочным вылетом в регион Кондолизы Райс.
Власти Грузии расценивают подписание Хартии как историческое событие. Еще 25 декабря Темур Якобашвили, по информации ИА Day.Az, отметил:
«США являются ведущим в мире государством, и для маленькой страны стратегическое партнерство с таким масштабным государством является важнейшим достижением для властей».
Оптимистично настроен и президент Михаил Саакашвили, который в новогоднем обращении к народу заявил:
«Документ о грузино-американском стратегическом сотрудничестве фактически станет выходом из Георгиевского трактата (договор о покровительстве и верховной власти Российской империи с объединённым грузинским царством Картли-Кахети. - АГ) и прощанием с эпохой старшего и младшего брата. Конечно, эта Хартия не обеспечит нам абсолютной безопасности, но в отдаленной перспективе преобразует Грузию в государство совершенно иного уровня».
Новый статус документа, именуемого теперь Хартией, неизбежно наводит на аналогию с подобным соглашением между США и Украиной, подписанным 19 декабря. В отличие от того же грузино-американского рамочного договора, который, в частности, предполагал в случае военного нападения на одну из сторон совместное отражение агрессии, в украинско-американской Хартии об этом ни слова. Наоборот, как пояснял посол США в Киеве Вильям Тейлор в интервью еженедельнику «Зеркало Недели», в случае нападения на Украину какого-либо государства Хартия о стратегическом партнерстве не обязывает Штаты оказывать помощь военными средствами.
То же самое относит к готовящемуся грузино-американскому соглашению один из лидеров Консервативной партии Грузии Каха Кукава. Да и в целом тон интервью, которое он дал 5 января агентству GHN, не столь оптимистичен, как у Саакашвили и Якобашвили.
«Хартия стратегического сотрудничества, которая будет оформлена между США и Грузией, - говорит Кукава, - не имеет юридической силы. Мы знакомы с содержанием аналогичной Хартии, оформленной с Украиной. Это совместное заявление, совместная декларация, которая не содержит никаких юридических обязательств. Там просто будет отмечено, что стороны осознают создавшееся положение и укрепляют взаимосвязь».
А политолог Рамаз Климиашвили был еще более сдержан в своей оценке. В комментарии для ИА «Медианьюс» он подчеркнул: «Об этом соглашении говорит пока только грузинская сторона. На официальных сайтах США, в том числе в Госканцелярии, даже не упоминается возможность оформления подобного документа. Трудно предварительно говорить о том, чего мы не знаем».
Артем Горбунов