Заместитель министра иностранных дел Нино Каландадзе с удовольствием прокомментировала поправки в закон о правовом положении иностранцев в Грузии. Оказывается, для официального Тбилиси очень важно, чтобы иностранцы беспрепятственно могли пересекать территорию Грузии и находиться в стране в течение 360 дней. Такой беспрецедентный шаг насторожил экспертов, которые опасаются увеличения наркотрафика из Афганистана и Ирака, на что правительство кавказской республики беспечно пожало плечами. Мол, за нелегалами ведется строжайший контроль, и мимо грузинских пограничников муха не пролетит.
Как утверждает госпожа Каландадзе, в связи с введением безвизового режима с Ираном, за последний год количество иранских туристов, посетивших Сакартвело, почти удвоилось, а товарооборот между двумя странами возрос на 63 процента. Ирак и Афганистан тоже могут внести свою лепту. Но напрашивается вполне резонный вопрос, какой именно товар в изобилии у афганских бедуинов и иракских шиитов?
Даже Вашингтон шлет тревожные телеграммы Михаилу Саакашвили, пытаясь образумить зарвавшегося ставленника. Облегчение безвизового режима с Афганистаном и Ираком грозит и Грузии статусом нестабильного геополитического игрока, который своими нескоординированными действиями пытается напичкать Южный Кавказ героином. Соединенные Штаты, наводящие демократический порядок на Ближнем Востоке, очень недовольны решением грузинских властей. Совсем недавно Госдеп в своем докладе предрекал подобное развитие событий после введения безвизового режима между Тегераном и Тбилиси.
"Это видится вполне возможным, поскольку афганские опиаты на 40 процентов транспортируются через Иран. Есть серьезные основания полагать, что с облегчением визового режима между Ираном и Грузией наркоторговцы используют новый маршрут. Главная проблема - отсутствие антинаркотического плана действий. В национальной стратегии борьбы с наркотиками, которую парламент Грузии утвердил в 2007 году, сформулированы только очертания главных приоритетов. Системных мер по превенции наркотиков недостаточно. Информация об опасных наркотиках не является надлежащей, а статистические данные по потреблению наркотиков ограничены и ненадежны. Действующее законодательство не удовлетворяет требованиям Конвенции ООН по наркотикам", - говорится в американском отчете о международном контроле наркотрафика.
Сама кавказская республика с такой трактовкой собственных действий, разумеется, не согласна. Она пошла навстречу Афганистану по одной простой причине. Нет, не потому, что контингент грузинских военных может спокойно пересекать афганскую границу без дополнительных процедур, чтобы помогать НАТО творить хаос в суверенных государствах. И не затем, чтобы способствовать расширению "великого героинового пути". Увеличение торгового оборота - заветная мечта стран с нестабильной экономикой. И такая круговая порука может сыграть на руку не только Кабулу, но и Тбилиси. Именно поэтому грузинский МИД всеми силами пытается заверить всех в безопасности принятого решения.
Только такие увещевания вряд ли добавят оптимизма грузинским соседям - Армении, Азербайджану, Турции и России, которая усиленно борется с бандитскими формированиями возле собственных границ. Экстремистские организации, почуявшие, что доступ в регион стал еще проще, могут и вовсе потерять голову. И вина за дестабилизацию Кавказа ляжет полностью на плечи действующего режима Грузии. В таком случае Вашингтон больше не сможет закрывать глаза на активное лоббирование собственных интересов со стороны грузинских властей, которые даже не потрудились скоординировать свои действия с сюзереном.