Накануне нового года народный защитник Грузии выступил с докладом на внеочередном заседании парламента. Сообщив, что у него имеются "прямые доказательства против многих чиновников". В том числе аудиозапись совещания в кабинете главы МВД Вано Мерабишвили 4 ноября 2007 года, где "высокие политические чины планируют преступные действия против своего населения".
Как известно, через три дня после этого, 7 ноября, полиция Грузии с помощью слезоточивых газов, резиновых пуль и дубинок разогнала массовую демонстрацию оппозиции у здания парламента. По официальным данным, один человек погиб, 508 попало в больницы. Сейчас Субари утверждает, по информации kavkaz-uzel.ru, что это побоище было спланировано в кабинете Мерабишивили: им самим, бывшим генпрокурором, а ныне министром юстиции Зурабом Адеишвили,, тогдашним министром обороны Давидом Кезерашвили и бывшим начальником департамента конституционной безопасности МВД Датой Ахалая.
"Глава МВД распорядился бить демонстрантов в основном по почкам и в живот, в крайнем случае - в лицо, - цитирует народного защитника тот же источник. - При этом глава МВД говорил на совещании о том, что ни один участник акции не должен остаться непобитым, чтобы в будущем неповадно было".
По данным Субари, была еще и такая рекомендация сотрудникам МВД: "Многим из активистов подкинуть наркотики, а при возможности огнестрельное оружие, и таким образом арестовать". Министру обороны Кезерашвили было предложено вывести воинские части, переодетые в форму полицейских, для разгона и избиения как можно большего количества демонстрантов. Кроме того, ему «было поручено шантажировать тех бизнесменов, которые помогают оппозиции».
Также в своем докладе Созар Субари прямо обвинил правоохранительные органы Аджарии в пытках и убийстве офицера грузинской армии Роина Шавадзе.
Суть дела такова. 16 августа в Батуми в дом вернувшегося из-под Цхинвала разведчика 23-й Сенакской бригады Роина Шавадзе вошла группа людей в военной форме, которая увезла офицера в неизвестном направлении. Вечером того же дня родные обнаружили труп Шавадзе в городском морге. На теле погибшего было обнаружено до 20 огнестрельных ран, а также множественные переломы.
Этот случай уже наделал много шуму, и в октябре даже разбирался в грузинском парламенте. С самого начала в убийстве подозревали сотрудников батумского МВД. Несмотря на возникший скандал, дело заглохло. Никто так и не был наказан.
Всего в докладе омбудсмена около 600 страниц. Опираясь на изложенные факты, он выдвинул обвинения против властей в шантаже, подкупе, запугивании и физической расправе над избирателями на президентских и парламентских выборах.
Депутаты от правящей партии усомнились в достоверности приведенных народным защитником сведений и потребовали от него раскрыть источник информации. Так, по сообщению ghn.ge, один из лидеров парламентского большинства Павел Кублашвили заявил:
«Если Субари не назовет источник информации, будет считаться, что она просто кем-то придумана». А депутат Эка Херхеулидзе пошла еще дальше, пообещав, как пишет kavkaz-uzel.ru, что, если источник информации не будет назван, она обратится в прокуратуру - чтобы "народного защитника призвали к ответу за распространение ложной информации". Обмудсмен в ответ ограничился сообщением о том, что обнародовать эти сведения ему посоветовали европейские коллеги. И потребовал создать для проверки его информации особую парламентскую комиссию. При этом, пообещав представить конкретные доказательства.
Никому иному выдавать свои источники народный защитник не намерен. Поскольку, приводит его слова kavkaz-uzel.ru, «не надеется на реальное расследование».
Создавать специальную комиссию или какой-то другой подобный орган большинство парламентариев отказались. Таким образом, вопиющие изобличения со стороны человека, который в государстве Грузия официально уполномочен защищать гражданские права, оставлены без ответа. Проигнорированы высшим законодательным органом, осуществляющим, в соответствии с принципами демократического управления, народную власть.
«Во времена Шеварднадзе, - цитирует Субари inosmi.ru, - факты нарушения прав человека в стране имели место разве что в отдельных сферах и не носили государственного характера. Сегодня это получило именно государственный характер, и исключений практически не бывает».
Как заявил омбудсмен, по сообщению nregion.com, поскольку осенью у него кончается срок полномочий, он планирует уйти в политику. Но до тех пор политические планы Субари никак не отразятся на его действиях как омбудсмена..
Решение народного защитника вполне понятно. Все четыре года своего срока он воевал, причем в основном безуспешно, с нарушениями, допускаемыми властью, или ее непозволительным бездействием. Позволяя себе резкие обобщения. Достаточно привести недавнее высказывание Субари в интервью New York Times:
«Каково будущее Саакашвили? Он начал войну, проиграл войну, потерял территории. В стране кризис. Нет инвестиций. Ситуация ухудшается. Если ничего не изменится, Саакашвили покинет Грузию, как президент, который все проиграл».
В отличие от «народного парламента», среди населения омбудсмен пользуется куда большей симпатией и поддержкой. В октябре, к примеру, тбилисский еженедельник «Квирис палитра» провел соцопрос на тему «Кому больше всего доверяют граждане Грузии?». Никто из политиков не вошел в итоговый список. А вот народный защитник занял третье место. Более, чем ему, грузины доверяют только церкви и независимым СМИ.
Сергей Чайкин