Нет ничего хуже, чем заявить о готовности сделать широкий жест, а в последний момент обойтись его скупым подобием. Грузинская православная Церковь разочарована тем, как воспользовался Михаил Саакашвили своим правом на пасхальную амнистию. По традиции, на праздник Воскресения Христова объявляется помилование заключенным. Из Патриархии президенту подали список в тысячу человек, которые, по мнению Церкви, заслужили снисхождения. Что же президент? Сказав красивые слова про Пасху, он сжалился лишь над каждым четвертым из этой тысячи.
Грузия вместе со всем православным миром отмечает великий праздник Пасхи. Ничто не может его омрачить - даже безграмотные журналисты, на голубом глазу пишущие, что в светлый понедельник христиане относят на могилы своих близких крашеные яйца и куличи. Но, как и во всем в нынешней Грузии, у этого празднования есть горький привкус некой двойственности.
С одной стороны - пасхальные каникулы, поздравления президента православным и католикам, выпуск нового вина "Эталон", специально приуроченный к празднику. С другой - не исполнена одна из главных заповедей Христа: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Пасхальная амнистия, на которую надеялись заключенные и Церковь, разочаровала тех, кто верил в президентское милосердие. Патриархат не скрывает своего огорчения: в Государственную комиссию по помилованию подали список из тысячи имен. А амнистия коснется лишь 266 человек.
При этом следует отметить, что Патриархия не включает в свой "список на помилование" тех, кто сидит за убийство, разбой, изнасилование, торговлю наркотиками, похищение человека с целью получения выкупа и другие тяжкие преступления. Иначе бы список был длиннее ровно в два раза - две тысячи ходатайств о помиловании были присланы в Патриархию. Более того, в патриаршую тысячу вошли лишь те, кто уже отсидел большую часть срока и у кого проблемы со здоровьем. Среди тех, о чьем помиловании просила Церковь, 45 женщин и 33 несовершеннолетних.
Чем же ответил Саакашвили? Проявил великодушие и милосердие, как к тому располагает сам праздник Пасхи? Ничего подобного. Тяжело людям с заячьей душонкой совершать широкие жесты.
Мишико счел возможным даровать милость всего лишь 266 заключенным. Причем, по-настоящему на свободу вышли только 227 человек. 24-м узникам срок отсидки был сокращен на половину, с двоих сняли условное наказание. А 13-ти зэкам лишь частично уменьшили время заключения. При этом в "президентском списке" осталось всего 12 женщин, и не нашлось места ни для одного несовершеннолетнего.
Как заявила председатель Государственной комиссии по помилованию Элене Тевдорадзе, "в верхах" вообще были удивлены тем, что из Патриархии прислали такой большой список. "Например, при помиловании на праздник Гиоргоба было подписано около 80 прошений, которые поступили от нашего ведомства, а более 200 поступило от Патриархии. Почему в этом году Патриарх выслал столь большой список в прокуратуру, мне трудно сказать", - заявила Тевдорадзе.
Что ж, жаль, что жительница православной Грузии не понимает простого. Пасха - главный христианский праздник, день настоящего освобождения, разрывания всех уз. Само собой разумеется, что к Воскресению Христову может быть приурочена более широкая амнистия, чем к другим праздникам. Церковь это осознает, а комиссия по помилованию, к сожалению, нет.
Возможно, такая разница между списком, представленным президенту, и списком тех, кто все-таки был помилован, не в последнюю очередь объясняется тем, что в Грузии, оказывается, нет
"Прежде всего, следует оговорить, что в Грузии нет политических заключенных, а те люди, о которых говорят некоторые политические и общественные организации, осуждены за вполне конкретные преступления. Однако они не писали прошений о помиловании, поэтому наша комиссия не имеет возможности рассмотреть эти дела", - заявила Тевдорадзе.
Лидер движения "Солидарность с незаконно заключенными" Эка Беселия с ней категорически не согласна. Она представила список из 51 человека - все эти люди сидят именно по политическим мотивам. И перспективы у них, считает Беселия, нерадужные.
"До сих пор правительство Михаила Саакашвили не помиловало ни одного человека, которого мы считаем политическим заключенным. Исключение составляют только бывший начальник разведки Ираклий Батиашвили, которого помиловали по ходатайству Патриарха, а также мои сын Рати Милорава и брат Серго Беселия. Но моих родственников президент вынужден был освободить под нажимом международной общественности, хотя мы не подавали ходатайство о помиловании", - рассказала Беселия.
Хочется, конечно, порадоваться за тех, кто на Пасху увидел свет Божий, выйдя из тюрьмы. Но мучает вопрос: чем же все-таки провинились подростки, которые оказались в патриаршем списке, но не вошли в число помилованных президентом? Так ли велика вина
Зато Михаил Саакашвили умеет говорить очень красивые и правильные слова. "Я хочу поздравить вас и остальную Грузию со Светлым праздником, который больше других символизирует торжество добра над злом!" - произнес он в пасхальном приветствии к католикам, которые в этом году празднуют Воскресение Христово одновременно с православными. Печально, что настоящего подтверждения своим словам президент дать не пожелал.