Во время встречи с послом Великобритании в Грузии Денисом Киффом абхазский министр, по сообщению «Росбалта», отметил:
«Введенные нами ограничения на пересечение грузино-абхазской границы на реке Ингур были вызваны необходимостью повышения уровня безопасности и пресечения угрозы проникновения диверсионно-террористических групп с территории Грузии, дестабилизировавших ситуацию в районе».
Граница в районе реки Ингур закрывалась еще летом прошлого года. 30 июня Совет безопасности республики принял такое решение, относившееся к Гальскому району, в связи с серией терактов 29 и 30 июня в Гагре и Сухуме. От них пострадали 11 местных жителей и один российский турист. Границу позволялось пересекать лишь представителям международных миссий и специалистам, занимавшимся восстановлением ИнгуриГЭС.
6 сентября запрет был снят. Об этом в интервью РИА Новости сообщил президент Сергей Багапш: «Граница работает в нормальном режиме. Если вы находитесь в Грузии и вам надо проехать в Абхазию, то никаких проблем нет».
Однако уже через месяц перманентные провокации с грузинской стороны в Гальском районе заставили власти Абхазии вновь пойти на решительные меры. 10 октября Сергей Шамба обвинил Грузию в нарушении Московских соглашений 1994 года о прекращении огня (вооруженные силы Абхазии и Грузии не имели права находиться в приграничных Гальском и Зугдидском районах.- АГ).
«Руководствуясь соглашением, - цитировало министра ИА Regnum, - мы не вводили в приграничную зону дополнительных войск... С учетом произошедших событий ситуация изменилась кардинальным образом, и прежнее соглашение сегодня не действует. В ближайшее время по периметру границы будут размешены пограничные войска, которые будут обеспечивать безопасность в районе. По мере того как ситуация в зоне конфликта будет стабилизироваться, встанет вопрос о смягчении режима».
Ситуация, увы, не изменилась и по сей день. В начале декабря представитель президента Абхазии в Гальском районе Руслан Кишмария в беседе с корреспондентом того же ИА Regnum выразил сожаление по поводу нежелания грузинской стороны разрешить сложившуюся ситуацию. «На эту тему не с кем и говорить, хотя абхазская сторона неоднократно пыталась связаться с губернатором Зугдидского района. Власти Грузии пытаются всячески накалить обстановку в приграничном с Грузией Гальском районе Абхазии».
Таким образом, пока остается неясным, когда же абхазско-грузинская граница будет вновь открыта. Скорее всего, успокоить и стабилизировать ситуацию в Гальском районе вряд ли возможно без участия международных миссий - ООН, ОБСЕ, ЕС. Для чего необходимо изменить действовавший до сих пор формат каждой из них. Решения этой непростой проблемы следует ожидать теперь уже в наступившем году.
Артем Горбунов