Абхазское духовенство сегодня целый день спорило о судьбе Новоафонского монастыря. Туда глава самопровозглашенной автокефалии в конце марта привез настоятеля из России - игумена Ефрема Виноградова. Однако прежнее руководство святыни приняло новичка в штыки. Пошли разговоры об "экспансии России" в духовную жизнь Абхазии, с удовольствием подхваченные грузинскими политологами.
Противостояние в Абхазской православной церкви восхищает грузинских журналистов и экспертов. Они перемывают косточки главе самопровозглашенной автокефалии Виссариону Аплиаа, обвиняя его во всех тяжких, в том числе в сотрудничестве с российскими спецслужбами. По грузинской версии, Русская Православная Церковь обманула грузинского католикоса-патриарха Илию Второго, навязав абхазскому монастырю Новый Афон своего настоятеля Ефрема Виноградова, но не признавшись в своей "экспансионистской политике".
Что здесь правда, а что ложь? Правда в том, что приезд игумена Ефрема действительно пришелся не по душе эконому Новоафонского монастыря иеромонаху Андрею Ампару. Сам он в последнее время тяготился своей должностью в этой обители и просил его от нее освободить. Исполняющим обязанности настоятеля в это время являлся сам Виссарион Аплиаа. Но это было чистой формальностью, потому что на самом деле монастырь функционировал просто как церковный приход и туристический объект.
В общем, как пояснил Совет Абхазской Православной Церкви в специальном обращении к пастве, назрел вопрос упорядочения руководства монастыря.
"После долгих и сложных поисков кандидатуры (иеромонахи Василиск (Лейба) и Игнатий (Киут) категорически отказались возглавить монастырь) по единодушному мнению членов Церковного Совета (в том числе и иеромонаха Андрея) на эту должность был рекомендован игумен Ефрем (Виноградов-Лакербая), имеющий богатый опыт управления монастырем", - говорится в обращении.
Отец Виссарион и отец Ефрем получили благословение патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Ведь не секрет, что Абхазию уже два десятилетия окормляют священники, рукоположенные в сан в России. Русская Православная Церковь, признавая "территориальную целостность" Грузинской Церкви, не может допустить, чтобы в Абхазию и Южную Осетию, откуда изгнаны грузинские священнослужители, пришли проповедники неправославных конфессий. Считать это "экспансией" РПЦ могут только противники православия как такового.
Первоначально все, в том числе отец Андрей Ампар, высказались за назначение игумена Ефрема в качестве настоятеля монастыря. Окончательно утвердить это решение должно было Церковное Собрание 4 апреля. Но в этот день абхазское духовенство вдруг разделилось. Пока в кафедральном соборе утверждали кандидатуру Виноградова, Ампар собрал 150-200 человек в монастыре и объявил, что новичка назначил Святейший Патриарх Кирилл. "Разумеется, этого не было и не могло быть, так как Новоафонский монастырь не находится в каноническом ведении Московской патриархии", - отмечает Совет Абхазской Православной Церкви.
Опроверг новость о назначении Ефрема Кириллом и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион, к которому за разъяснениями обратился грузинский патриарх Илия Второй.
Но это Андрея Ампара не умиротворило. Он продолжает вносить раскол, и сегодня в связи с вопросом, кто же будет руководить Новым Афоном (называемым также Симоно-Кананитским монастырем), в Сухуме целый день проходило собрание абхазского духовенства, рассказал GeorgiaTimes иеромонах Сергий Джопуа.
- Попросили с Москвы человека, игумена Ефрема. Он прибыл на помощь к нам. По соглашению с Виссарионом. Виссарион выпросил его у Патриарха. Но здесь игумена встретили в штыки. Он должен был создать Новоафонскому монастырю устав. Ну, он сейчас развернется и уедет, а вся грязь здесь останется. Сегодня разбираемся, почему его не приняли. А в Новом Афоне они своей жизнью живут. Это не монастырь, а даже хуже, чем приход.
Некоторые грузинские эксперты, ссылаясь на отца Андрея, пишут, что Ефрем распорядился ввести службы на древнеславянском языке и убрать некоторые византийские элементы из церкви. Это, в их представлении, часть захватнической стратегии РПЦ. Однако, по словам отца Сергия, распространяемые слухи ни на чем не основаны. Ефрем скорее попробовал вернуть в монастырь старые порядки.
- Одни говорят: вот тут Россия оккупировала Абхазию, все России отдают. Никто никому ничего не отдает и никогда не отдаст. Это все ложь. А то, что грузины говорят, это им на руку, что у нас тут внутренний скандал. Что касается утвари, наоборот отец Андрей взял и семисвечник убрал. Еретики только так делают или католики. Где на славянском языке веками читалось, он начал на русском читать. Это полное нарушение канона.
- А много ли у отца Андрея единомышленников?
- Три монаха.
На 15 мая в Абхазии назначено большое Церковно-народное собрание. По словам референта Виссариона Германа Маршания, этот сход придаст церкви "внутреннюю легитимность". "Это то, чего нам сегодня так не хватает. В нас развивают комплекс неполноценности: якобы, мы не умеем молиться, у нас нет церкви, епископа. В этом случае возникает вопрос: а что, Дух святой распространяется только над метрополиями? Абхазия - это страна Души, и люди тут молятся Всевышнему. Внутренняя легитимность - это то, чего мы ждем от предстоящего собрания клириков и мирян",- заявил он накануне.
Однако, по словам отца Сергия, такой сход вряд ли сгладит разногласия.
- Причем тут люди. Людей уже одурачили. Они говорят: "Как это продать Новый Афон". Да никто не продает этот монастырь. Как вообще такое можно сказать! Но вот так они, раскольники, это преподнесли. Нас 18 священников, а он один со священником Дорофеем Дбаром, который сейчас в запрете. Свою епархию хотят создать.
Чтобы предотвратить раскол, Совет церкви обратился к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу с просьбой "уврачевать" ситуацию.
- Мы все здесь, и я тоже, рукоположены в Москве. Возьмет сейчас Патриарх, отзовет нас всех, и тут останутся три священника, которые еще до войны, при грузинах были рукоположены. А нас как бы "прикомандировали пожизненно", и мы тут служим. И Патриарх имеет право отозвать Андрея и разжаловать его до нуля.
Абхазские власти стараются держаться от церковного противостояния в стороне, так как это государство является светским. Президент Сергей Багапш приглашал к себе отца Виссариона и отца Андрея, пытался их примирить, но опустил руки и лишь пожелал им разобраться с судьбой Новоафонского монастыря на епархиальном соборе, а не на митингах.
На фоне этого противостояния внутри пока никем не признанной автокефалии неожиданно появилась информация, будто бы грузинский католикос-патриарх Илия Второй скоро поедет на конференцию "Ассамблеи народов Грузии" в Сочи через Абхазию. Об этом заявил глава организации Гоча Дзасохов, эмигрировавший в Россию от преследований Михаила Саакашвили. Однако в грузинской патриархии его слова не подтвердили. Да и официальный Сухум, как пояснил Сергий Джопуа, вряд ли позволит Илии проехать по республике, которую он считает своей канонической территорией. Ведь многие жители Абхазии еще помнят, как пастырь поддерживал грузин во время войны с абхазами, и вероятность провокаций во время подобного вояжа слишком велика.