Грузинский премьер может ликовать. Его поездка в Китай, а также последовавший за ней визит заместителя главы правительства Арчила Кекелии не пропали даром. Тамошние инвесторы уже собрали денежные мешки и горят желанием привезти в кавказскую республику как можно больше долларов. В планах увеличить рост экспорта грузинского вина, модернизировать энергетический сектор и поднять сельское хозяйство. Не останутся без внимания китайцев фармацевтика и транспорт. Предприниматели из Поднебесной еще не знают, что им придется столкнуться с теми секторами бизнеса, в которых пересекаются коллизионные политические цели нескольких групп интересов.
Вице-премьер Арчил Кекелия попал прямо с корабля на бал. В Китае, куда он приехал умолять о вложении иностранных инвестиций в Грузию, буквально накануне утвердили очередную экономическую "пятилетку". То, что в стране процветает победивший коммунизм с рыночной экономикой, грузинское правительство не смущает. Это России можно пенять на "советскую оккупацию", взрывать сталинские бюсты и разбирать на запчасти символы Советского Союза - серп и молот. Северная соседка все равно не оставит без внимания кавказскую республику и время от времени будет подкидывать ей деньжат. А вот вторая экономика мира будет привлекательна для Сакартвело под любым соусом.
"Пятилетний план экономического развития предусматривает вливание в экономику полутора триллионов долларов и вложение нескольких сотен миллиардов за границей. Отсюда большая доля идет на страны Африки. Мы пытаемся привлечь часть инвестиций в Грузию, тем более что в нашей стране созданы все предусловия для того, чтобы китайский бизнес чувствовал себя хорошо. Если все пойдет так, как мы планируем, то несколько сотен миллионов долларов будут вложены в Грузию", - быстро отреагировал на китайские деньги Кекелия.
Разумеется, вице-премьер лукавит. Китайские инвестиции вкладывают в Грузию давно. Ходят слухи, что официальный Пекин заключил с Тбилиси тайную сделку: в обмен на денежные знаки Грузия позволяет китайцам беспрепятственно селиться на ее территории. Так, больше тридцати тысяч вынужденных или добровольных переселенцев превратились в предпринимателей, которые нынче контролируют в кавказской республике рынки сбыта, ряд земельных участков и деревообрабатывающую промышленность. На правительственные деньги из Пекина построены два завода по обработке древесины в Самегрело и один - в селе Лиа Цаленджихского района. А в Панкисском ущелье функционирует Хадори ГЭС, на которую потратили 30 миллионов "поднебесных" долларов.
Но китайский бизнес чувствует себя в Грузии отнюдь не так хорошо, как утверждает господин Кекелия. Стремительное падение экспорта продукции из КНР и динамики спроса на китайские товары вызывает резкое недовольство предпринимателей. Всему виной финансовый кризис, сокративший количество потребителей на 30 процентов. Масла в огонь подливает и премьер-министр Ника Гилаури, который в конце марта в красках расписывал, как грузинская бытовая химия станет серьезным конкурентом товарам из Китая. И, тем не менее, с удовольствием раскланивается с потенциальными финансовыми донорами.
Новая волна инвестиций из Поднебесной призвана способствовать развитию фармацевтического и аграрного сектора. Как мы знаем, более политизированных ячеек бизнеса, за исключением разве что монополии на энергетику, в Грузии днем с огнем не найдешь. В фармацевтике пересекаются коллизионные политические цели разных групп интересов: общественного здравоохранения и бизнеса, местного и зарубежного производства. При этом цены на лекарства совершенно свободны от государственной регуляции, а компании PSP и Avers удерживают монополию в ценовой войне.
Серьезное лобби позволило им в политических кругах внести поправки в закон Грузии о "Лекарствах и фармацевтической деятельности". Автором идеи выступил основатель "PSP группа" и депутат Каха Окриашвили, а затем ее успешно провел в парламенте председатель комитета по здравоохранению и социальным вопросам Гиги Церетели. В результате государство согласилось на беспрецедентный шаг в мировой практике - ввоз в республику и реализацию бракованных и запрещенных лекарств из прибалтийских стран. И здесь весь вопрос в том, смогут ли китайцы подмять под себя воротил грузинского фармацевтического бизнеса. Для успешного ведения своей политики в этом секторе, предпринимателям из КНР придется положить немало денег в карман правительственных чиновников, чтобы перебить ставку нынешних лидеров рынка.
Однако эксперты не склонны романтизировать бизнесменов из Поднебесной, которые, как утверждает Гилаури, в скором времени окажутся на пороге Грузии. Они полагают, что азиатские инвестиции повышают риск поступления в кавказскую республику сомнительного капитала.
И действительно, азиатские инвесторы, которых в первую очередь интересует отдача от вложений, не всегда проводят серьезный анализ рынка конкурентных стран и не обращают внимания на существование антимонопольного законодательства. Немудрено, что Ника Гилаури так воодушевился потенциальными китайскими инвестициями. В отличие от европейцев, бизнесмены из Китая действительно могут вложить миллионы долларов в грузинскую экономику, ведь нерегулируемые рынки являются для них очень привлекательными.