Государственное послание президента Южной Осети Эдуарда Кокойты обнародовано 26 декабря. Более половины текста письма посвящено проблемам восстановления республики и раздачи гуманитарной помощи.
«С учетом не затихающих спекуляций на тему взаимоотношений руководства Республики и подрядчиков, - приводит слова президента агентство Осинформ, - считаю необходимым еще раз заявить о нашей принципиальной позиции. Любителям погреть руки на бедах народа Южной Осетии и действующим методом «хапка» в нашей Республике делать нечего. Если подрядчик-жулик, бессовестно пользуясь сложившейся после августа трудной ситуацией, пытается урвать от финансовой помощи России кусок пожирней, то никому он такой не нужен. Бездарно разбазаривать финансовые средства, выделяемые Россией, мы никому не позволим. В этом я вижу свою личную ответственность перед ее руководством».
Признав факты разворовывания гуманитарной помощи, Кокойты сообщил о том, что дал поручение Генеральной прокуратуре, Комитету государственной безопасности, Комитету государственного контроля и экономической безопасности Республики провести тщательную проверку по всем нарушениям в распределении гуманитарной помощи. «К этому вопросу мы еще вернемся, - сказал он, - и виновные получат по заслугам».
Это обращение, возможно, положит конец всякого рода толкам и обвинениям не по адресу, которые вызвала неприятная история вокруг бюджетных средств России, выделенных на восстановление Южной Осетии. Началось все 3 декабря, когда в «Российской газете» было опубликовано интервью президента ЮО. Он рассказал о том, что для противодействия хищениям со стороны подрядчиков и покрывающих их чиновников он пригласил в республику аудиторов Счетной палаты России, которые уже проводят здесь соответствующую работу. Это и разозлило всех, кто задумал на трагедии осетинского народа нагреть руки.
Ответ появился в «Коммерсанте» на следующий же день. В своем интервью бывший глава Совбеза республики Анатолий Баранкевич, коснувшись вопроса ее восстановления, заявил:
«Там скандал будет. С самого начала должна была быть служба заказчика по Южной Осетии. Она делает заказ, составляется договор. А этого никто не сделал. Строителям сказали: отремонтируйте школу. И они ремонтируют. Им выгодно больше денег получить, вот они мрамором и выкладывают полы. И теперь строители, вложившие деньги, требуют их вернуть, а правительство говорит: дорого, не будем платить. Через два-три месяца там может быть социальный взрыв. К зиме подошли никак. Школы и детские сады не отапливаются. Тепла нет. Дрова не заготавливались, сейчас в спешном порядке что-то делают, но машина дров стоит 15 тысяч рублей».
Скандал грянул незамедлительно. Взаимные обвинения в хищениях гуманитарной помощи лавиной хлынули в прессу. Но главной ареной для словесных дуэлей стал «Коммерсант». В очередной публикации тот же Анатолий Баранкевич намекнул на причастность правительства ЮО к «исчезновению» 3200 тонн цемента. В ответ Эдуард Кокойты на страницах этого издания выдвинул аналогичные обвинения Баранкевичу. Мол, на его совести девять битком набитых грузовиков. Примерно с того же времени глава Южной Осетии вынужден был в каждом интервью рассказывать, что, собственно, происходит с российской помощью.
Так, задержку финансирования строительных работ он обосновывает тем, что некоторые структуры захотели урвать большой кусок.
«Мы не будет оплачивать завышенные сметные стоимости, - твердо заявил президент, по информации rosbalt.ru. - Сегодня многие подрядчики пытаются завысить сметы от 2 до 12 раз, а есть некоторые, завышающие и в 20 раз. Из четырех смет на общую сумму 2,723 млрд., которые успели выборочно проверить наши службы контроля, 903 млн. просто оказались «воздухом».
Досталось от Кокойты и «Чеченстрою», и «Спецстрою», которых еще недавно хвалили за быстрые восстановительные работы. По словам президента, у отремонтированных домов протекают крыши. Эти строительные организации получили от руководства ЮО только авансовые выплаты. Теперь же югоосетинское правительство требует устранения недочетов, намекая, что иначе строителям денег не видать.
В середине декабря в республику приехал министр регионального развития России Виктор Басаргин. Как раз его ведомство и курирует меры по ее восстановлению. Как сообщил ряд СМИ и, в частности агентство REGNUM, министр назвал абсолютно справедливыми претензии руководства Южной Осетии. А его заместитель Владимир Бланк, которого процитировал сайт осетинского радио и телевидения, высказался так:
«Есть те, кто проявили себя большими умельцами, есть и те, за кого откровенно стыдно. Заказчиком этих работ выступает правительство РЮО, и оно может принять правильное решение в отношении тех, кто работает плохо. Очевидно, что от них надо избавляться и предъявлять необходимые санкции».
А затем, 24 декабря, были опубликованы выводы из доклада Счетной палаты РФ. Ведомство резюмировало: из 550 млн. руб., полученных ЮО, неиспользованными остались 500 млн. При распределении средств на социальную поддержку граждан России, пострадавших в военном конфликте, были созданы условия для «злоупотреблений» и «социальной напряженности». Из 111 объектов, подлежащих восстановлению в 2008 году, работы осуществлялись лишь на 73. Завершены работы только на 8 объектах. При этом комиссия по приемке выполненных работ не создана. Расчеты между правительством ЮО и генеральными подрядчиками на момент проверки не осуществлялись. Соответственно, и генподрядчики не оплачивали выполненные работы субподрядчикам.
Что же касается проволочек с раздачей гуманитарной помощи, то они объясняются и еще одной причиной. За последние четыре месяца население Цхинвала выросло на треть. Из 20 тысяч приезжих, по подсчетам Кокойты, шесть - военные и строители. Остальные приехали за гуманитарной помощью. По словам президента, многие из вернувшихся уехали из республики еще во время первого конфликта в 1992 году. И теперь пытаются получить пособия, которые им не положены.
«Вы знаете, сколько на сегодняшний день в Цхинвале зарегистрировано людей? - по сообщению osradio.ru заявил он на собрании осетинской диаспоры Москвы 23 декабря- 62 тысячи человек! Вдумайтесь, в мирное советское время у нас столько не проживало! Огромное количество людей вернулось. Это бы, конечно, радовало, если бы люди возвращались с тем, чтобы остаться на земле своих родителей, своих предков, строили бы дома. Но они приехали получать гуманитарную помощь, пособия».
Хотелось бы верить, что меры, только что принятые президентом Южной Осетии, будут иметь скорый и положительный эффект. А пока... Немалая часть жителей Цхинвала встретила холода с окнами, забитыми фанерой.
Сергей Чайкин