МИД Грузии не смог вчера утешить грузинских журналистов, которых всполошила весть о скором введении визового режима с Белоруссией. "На данном этапе мы не можем комментировать этот вопрос", - заявили в пресс-службе ведомства.
Пищу для горестных размышлений грузинам подбросил первый заместитель главы Государственной пограничной службы Беларуси Андрей Горулько. По его словам, данная проблема в рамках единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана уже рассматривается на уровне Министерства иностранных дел. Три страны обсуждали это в марте и летом вновь вернутся к этой теме.
Белорусский чиновник особо подчеркнул, что отсутствие визового режима является большой проблемой, так как через Белоруссию в Россию едут грузинские нелегалы, пользуясь открытой российско-белорусской границей. "В первую очередь, это политический вопрос", - добавил он.
Грузинские эксперты, особо не задумываясь, тут же обвинили в подковерных интригах Россию. Ираклий Сесиашвили выразил сожаление, что она так влияет на грузино-белорусские отношения. Но подобное, по его мнению, часто случается с недемократическими государствами, такими как Белоруссия и Грузия, неспособными гарантировать стабильность внешнеполитического курса. При этом, подчеркнул эксперт, страдают не лидеры - а население, у которого возникают дополнительные проблемы и расходы на оформление виз. "Все это сократит пассажиропоток на авиарейсах между двумя странами, ограничит взаимоотношения, в конечном счете же негативно скажется на экономических отношениях", - добавил эксперт.
Каха Гоголашвили из Центра стратегических исследований тоже объяснил поведение белорусов тем, что Москва "конфиденциально поставила Минску условие" усилить "контроль над гражданами Грузии". По его мнению, сам президент Александр Лукашенко на такой шаг ни за что бы не пошел, так как дорожит правом свободного перемещения своих граждан. "Белоруссии действительно не нужен визовый режим с Грузией, поэтому я не думаю, что этот вопрос возник по их инициативе", - мотивировал свою точку зрения Гоголашвили. Он авторитетно заявил, что к Таможенному союзу между Россией, Белоруссией и Казахстаном данное решение не имеет никакого отношения. "Таможенный союз не касается передвижения людей, он касается лишь вопроса о перевозке грузов", - уверен Гоголашвили.
Тут надо отметить, что уровень осведомленности грузинских экспертов оставляет желать лучшего. Они, как видно, совсем дистанцировались от интеграционных процессов, которые происходят на постсоветском пространстве вокруг России. На самом деле еще в декабре прошлого года представители Москвы, Минска и Астаны на Межгоссовете ЕврАзЭС поручили специальной комиссии "рассмотреть возможность унификации паспортно-визового контроля в государствах-членах Таможенного союза (ТС) и его постепенной отмены на общих государственных границах". Отдельно про Грузию в этом постановлении и речи не было. А что касается замечания Гоголашвили о ТС, который якобы создавался исключительно для свободного перемещения грузов, то где он видел грузовики, едущие без водителей?
И потом, помимо Таможенного союза существует еще более обширный проект интеграции трех государств - ЕЭП, или Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана.
Другое дело, что унификация визовых режимов между странами - это вопрос не сегодняшнего дня. Он будет решаться постепенно в течение долгих месяцев. Но решится непременно, уверен политолог Кирилл Коктыш.
- Сам ЕЭП создан как спасательный круг на время глобального кризиса, - объяснил эксперт в интервью GeorgiaTimes. - Если кризис нанесет следующий слишком серьезный удар по мировому рынку, и автономизация и регионализация станут доминирующей стратегией всех стран, то абсолютно понятно, что Евросоюз закроется внутри себя, и даже Восточная Европа окажется под вопросом. Штаты будут завязываться сами на себя. И России как закрытому рынку остается полагаться на постсоветское пространство, потому что хорошо известно, что автономная экономика начинает быть рентабельной с разделения труда хотя бы на триста миллионов человек. ЕЭП позволит реализовать такую комбинацию в случае, если все станет совсем плохо.
По мнению Коктыша, следующая волна кризиса грядет через полгода. Такой же срок можно считать минимумом, который нужен на согласование "большого свода законов" между тремя государствами. "При этом политические решения, которые запустят все эти вещи, будут приниматься, насколько я понимаю, исходя не из факта уже проделанной работы, а из конъюнктуры мирового рынка", - добавил эксперт МГИМО.
С Белоруссией у России есть и еще один уровень интеграции - Союзное государство. Оно пока слегка фантомное, но тем не менее в его рамках тоже идут объединительные процессы. И вопрос об общих правилах въезда и выезда встал еще в позапрошлом году. Минск и Москва планировали ввести единую "союзную" визу, по которой иностранцы могли бы посещать сразу два государства. А пока ее нет, погранведомства России и Белоруссии объединили свои базы, чтобы задерживать лиц, не имеющих права пересекать российскую границу.
На практике, конечно, пограничникам было очень трудно контролировать нелегалов, особенно грузинского происхождения. И с поездов их ссаживали, и билеты в Россию им не продавали, а они все равно просачивались. На днях была раскрыта целая международная преступная группировка, которая занималась белорусским транзитом граждан Грузии в Россию. За два послевоенных года она помогла полутора тысячам человек добраться до соседней страны окольным путем. В их числе безработные и просто родственники россиян, у которых "благодаря" прозападной политике Саакашвили нет возможности получить российскую визу.
Через Белоруссию идет и другой миграционный поток грузин - на Запад. Они пробираются туда сквозь белорусско-польскую границу и требуют от Варшавы признать их беженцами. По европейским правилам, принимать социальные обязательства по иммигрантам должна страна, в которую они прибыли. Но позволить себе такие затраты поляки не могут, поэтому в течение прошлого года они отправили несколько партий грузин обратно на родину.
То же самое ждет и сотни тысяч разбросанных по другим странам ЕС нелегалов из Грузии. Ведь в марте вступило в силу соглашение о реадмиссии, которое сопутствовало облегчению визового режима с ЕС для "интеллигентных" категорий грузинских граждан. Остальным придется ретироваться. Там их ждет 16-процентная безработица и сияющий президент, который гордится увеличением потока возвращающихся сограждан как достижением демократии.
Антон Кривенюк