В роли катализатора такой идеи выступила Польша. Глава МИД этой страны Радослав Сикорский, выступая на заседании, посвященном Европейской политике соседства в рамках Брюссельского форума, заявил, что Евросоюз мог бы создать систему "малых поощрений" для стран-участниц "Восточного партнерства", передает УНИАН. По словам дипломата, в свое время ЕС предложил Польше "большую морковку" - членство после сложных реформ. И, если сейчас Брюссель не готов взять Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину под свое крыло, то в качестве компенсации может предоставлять им небольшие привилегии. Например, сделать дешевыми визы, но без долгих и нудных переговоров с властями республик об упрощении визового режима.
Согласятся ли на это предложение остальные страны Евросоюза - вопрос сложный. С одной стороны, подогревать интерес к "Восточному партнерству" у вышеупомянутой "шестерки", безусловно, нужно. С другой, именно открытие границ с бывшими советскими республиками, а также их потенциальное членство в союзе сделали отношение к этой инициативе прохладным.
Как отмечает президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, отказы гражданам постсоветских республик в путешествиях или поисках работы - это сопротивление европейских стран тому, чтобы происходило размытие их национального пространства. "Такое сопротивление наблюдается в Италии, Швейцарии, Франции и Германии, - говорит эксперт. - Они не хотят видеть у себя носителей чужеродной культуры".
Впрочем, вовсе не исключено, что "маленькие морковки", о которых говорит Польша, обретут форму мелких траншей. Недаром на днях министр иностранных дел Украины Константин Грищенко дал понять, что Киев не против увеличения финансирования реформ, которые необходимы для процесса евроинтеграции страны. "Программа реформ, которая соответствует ценностям и стандартам Европы, является приоритетом для правительства, и это - непростой процесс, - отметил он. - Мы видим необходимость поддержки в этом". Вместе с тем украинский министр добавил, что раньше страны, которые имели в ЕС статус кандидата, получали финпомощь в размере 30 евро на одного жителя. Для Украины же эта цифра - в десять раз меньше. "Если "Восточное партнерство" будет питаться исключительно идеями, какими бы благородными они ни были, Украина не будет считать его полезным для достижения своей цели - членства в ЕС", - намекнул Грищенко.
Другой "Восточный партнер" - Грузия - к сотрудничеству с ЕС относится куда более трепетно. В прошлом году был оформлен договор об облегчении визового режима и реадмиссии. И хоть соглашение коснулось лишь студентов, бизнесменов, близких родственников проживающих в странах ЕС граждан, а также журналистов и специалистов в различных областях, руководство страны ликовало. Михаил Саакашвили подчеркнул, что какими бы разными не были страны и проблемы, разговор в рамках "Восточного партнерства", как первый этап общей интеграции в ЕС, очень важен. Власти республики продолжают кормить население обещаниями о долгожданной евроинтеграции, но совершенно очевидно, что со времен оформления "партнерства" Тбилиси ни на йоту не приблизился к членству в Евросоюзе.
Недаром ряд политологов считают, что в настоящее время любые заявления о партнерстве Грузии с Европой выглядят несколько несостоятельными в силу того, что республике нечего предложить ЕС в политической, экономической или военной областях. Зачем Брюсселю сближаться с такими сомнительными партнерами? Разве только для создания помех в интеграционных процессах на постсоветском пространстве с участием России. Однако, как показывает практика, сейчас для Брюсселя стратегически важно партнерство с Москвой, нежели с нестабильным режимом Саакашвили. Хотя, зная внешние долги Сакартвело и детские восторги по поводу любых контактов с Западом, даже "маленькие морковки" покажутся Михаилу Николаевичу манной небесной.