Напомним, Россия ввела запрет на импорт грузинского вина и минеральной воды "Боржоми" в марте 2006 года. Одновременно той же санкции подверглось и молдавское вино. Официальной причиной столь жестких мер были претензии к качеству продукции. Хотя в Тбилиси тогда уверяли, что в основе всего лежит политика, Роспотребнадзор стоял на своем. По словам Онищенко, запрет ввоза вин из Грузии и Молдавии обусловлен только огромным содержанием пестицидов в этой продукции.
«Мы считаем, что сделали большое дело для здоровья наших сограждан, - подчеркнул тогда главный санитарный врач. - На винный рынок пришли непрофессионалы, которые заботились только об объемах производства и прибыли. Они и довели до этого абсурдного состояния».
Оснований для жестких мер у Роспотребнадзора было более чем достаточно. В российских магазинах под видом грузинского вина массово продавалось то, что не имело ничего общего с известными брендами вроде «Киндзмараули» или «Цинандали». Об этом, в частности, говорил тогда глава Российской торгово-промышленной палаты Евгений Примаков:
Грузинская мафия вместе с российской мафией продавали под видом грузинских вин поделку... "Они брали в Грузии сырье, добавляли в него сахар, и того же «Киндзмараули» в магазинах было больше, чем Грузия могла бы дать за 10 лет".
Только в течение 2006 года запрет стал причиной убытков в размере 35-40 млн. долларов. Они неоднократно обращались в Роспотребнадзор с просьбой снять ограничения. Но ведомство оставалось непреклонным. Даже летом 2007 года, когда после долгих и тщательных проверок качества Роспотребнадзор отменил запрет на импорт вина от некоторых молдавских компаний, для грузинскимх - все осталось без изменений.
Надежда вернуться на российский рынок у виноделов Грузии появилась на прошлой неделе. После того как из Москвы 21 декабря вернулась делегация общественных деятелей, Грузии принимавшая участие во встрече с российскими коллегами, посвященной вопросу преодоления гуманитарных последствий событий на Кавказе. Участник поездки, известный политолог Мамука Арешидзе сообщил, что главный санитарный врач Геннадий Онищенко «готов индивидуально выслушать грузинских виноделов».
И уже 25 декабря министерство сельского хозяйства Грузии направило главному санитарному врачу России официальное обращение с предложением снять эмбарго на грузинские вина. Как сообщил "Итерфакс" со ссылкой на главу департамента вина и лозы этого ведомства Василия Манагадзе, к документу были приложены образцы напитков.
«Потребитель в России ждет грузинское вино. Вместе с виноделами мы подготовили конкретный план действий по возвращению продукции на российский рынок, - сказал Манагадзе. - Сейчас главная задача - развеять имеющиеся в России сомнения относительно качества грузинского вина. Мы предлагаем российской стороне приехать в Грузию и на месте изучить наши виноградники и технологию производства».
Онищенко ответил, что посредничество минсельхоза Грузии в данной ситуации не является необходимым. По его словам, представлять винную продукцию для анализа должны не государственные ведомства, а производители. Они самостоятельно или через отраслевую ассоциацию могут обратиться за перечнем соответствующих документов, которые необходимо представить. В случае положительного заключения на предприятия выедут российские специалисты - чтобы установить, соблюдаются ли все технологические нормативы.
«Только после этого можно будет говорить о возобновлении поставок вина из Грузии в Россию», - заключил главный санитарный врач.
Сергей Чайкин