Мужчина и женщина

Заклятая дружба Сакартвело и ЧБТР

14881.jpegПрезидент Черноморского банка торговли и развития Андрей Кондаков в скором времени посетит Грузию. У главы ЧБТР есть резонные поводы проявлять интерес, а точнее, обеспокоенность работой своего учреждения в Сакартвело. Однако Кондакову вряд ли окажут теплый прием в Тбилиси, ведь он является представителем России, и, возможно, именно поэтому Грузия не стремится увеличивать свою долю активов в крупнейшем финансовом институте причерноморского региона.

По данным на 2010 год Черноморский банк торговли и развития профинансировал в Сакартвело 15 проектов на общую сумму 70 миллионов долларов. Кредиты у него взяли четыре грузинских банка. Однако это все, чем может похвастаться ЧБТР в Грузии. На данный момент стране принадлежит всего полпроцента активов финансового института, претендующего называться крупнейшим банком всего причерноморского региона. Причем, эта доля неуклонно снижается - раньше она составляла один процент активов.

В рамках своего визита Кондаков встретится с президентом Национального банка Георгием Кадагидзе. Возможно, это несколько исправит ситуацию. Но грузинская сторона вряд ли в ближайшее время будет активно сотрудничать с ЧБТР. Пока его президентом является представитель России, банк в глазах грузинской финансовой системы выглядит как российский.

Отношение грузинских банкиров к Черноморскому банку - яркий пример того, как политика мешает экономике. А между тем, другие страны региона активно используют возможности ЧБТР для финансирования крупных проектов и кредитования национальных банков.

Созданный в 1994 году, банк является, по сути, финансовым инструментом Организации Черноморского экономического развития (ОЧЭС). Все страны региона имеют свои доли в его уставном фонде. Например, доли РФ, Греции и Турции в нем составляют по 16,5%, Болгарии, Румынии и Украины - по 13,5%. Албания и Азербайджан имеют по 2% от уставного капитала, Армения и Молдавия - по 1%, и Грузия - 0,5%.

Банк уже полтора десятилетия является крупным инвестором финансовых институтов во всех странах, в которых работает. Например, доля его азербайджанских активов всего за два года возросла с 30 до 80 миллионов долларов. Около полутора лет назад стратегия ЧБТР изменилась. Было решено вкладывать не в финансовую сферу, а участвовать в инфраструктурных проектах. Причем, приоритет имеют те проекты, которые помогут интеграции Черноморского региона в единое экономическое пространство. Например, банк вкладывает средства в модернизацию аэропортов, чтобы появилось больше прямых рейсов из одной страны в другую. Также финансируется и модернизация паромных переправ по Черному морю.

Возможностями, которые предоставляет банк, активно пользуются в небольших странах региона. Свой интерес не упустили в Армении и в Азербайджане. Причем, в обеих этих странах банк финансирует все больше проектов, связанных с реальным сектором экономики.

Грузия - совсем другое дело. Еще до того, как представитель России возглавил ЧБТР, предыдущий его президент, представитель Турции Хайреттин Каплан, не включил Сакартвело в число стран, развитие сотрудничества с которыми является приоритетом для банка. С тех пор ситуация в Черноморском банке изменилась в худшую для Грузии сторону. Андрей Кондаков, новый президент ЧБТР, рекомендован на эту должность премьер-министром России Владимиром Путиным. Назначение представителя России на этот пост в Москве считают успехом. "За исключением банковских структур в рамках СНГ, России еще не доводилось делегировать своих представителей на высшие руководящие должности в международных финансовых институтах", - заявил Кондаков. "Думаю, что подобное прецедентное решение акционеров банка является свидетельством признания растущего авторитета нашей страны в глобальной финансовой архитектуре, ее конструктивной позиции по ключевым вопросам международной валютно-финансовой повестки дня. На решение акционеров повлияла и активная политика России в Черноморском регионе", - сказал новый глава ЧБТР. Такого заявления нового президента Черноморского банка торговли и развития было достаточно, чтобы Грузия по существу свернула с ним всякое сотрудничество. Ведь мы помним, насколько ревностно в Тбилиси относятся к доминированию России в любых региональных структурах. А Организация Черноморского экономического сотрудничества уже давно воспринимается в Тбилиси как "агент Кремля". У всех на слуху история с Тедо Джапаридзе, влиятельным грузинским дипломатом, представлявшим Грузию в организации много лет. Причиной для его отставки явилось лояльное к нему отношение в Москве. Причем, "прогнуть" МИД Грузии и заставить его смягчить позицию по поводу дипломата никто не смог: ни кампания СМИ в его защиту, ни активные протесты со стороны руководства самой ОЧЭС. Тбилиси лишил Джапаридзе и его жену дипломатического статуса. Новый президент Черноморского банка торговли и развития - российский дипломат, сделавший неплохую карьеру в правительстве и министерстве иностранных дел России, к тому же - бывший директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ. Для Грузии Кондаков - "рука Кремля" в ЧБТР и, как следствие, является в Сакартвело если и не персоной нон-грата, то уж точно не тем человеком, с которым захотят иметь дело.