Грузинские виноделы, флиртуя с Геннадием Онищенко, отказались возвращаться на российский рынок. Но как только один предприимчивый дагестанский НИИ подал в Роспатент заявку на регистрацию грузинских винных брендов, Грузпатент забеспокоился и послал в Москву депешу с требованием не "оккупировать" вино. Ведь если сейчас этот институт получит эксклюзивное право на торговые марки, грузины окажутся перед той же проблемой, что и с "Хванчкарой" в США. Там Тбилиси теперь пытается отобрать право на продажу грузинского алкоголя у бизнесмена-импортера Геннадия Дозорцева.
Вообще-то Грузия в российском рынке сбыта для вина уже не нуждается. Это, как мантру, сотни раз повторял президент Михаил Саакашвили, а теперь, в свете переговоров по вступлению России в ВТО, объявили и грузинские виноделы. Ни с каким Онищенко, если верить директорам крупнейших компаний-производителей "Телиани вели", "Бадагони" и "Тбилвино", они в последнее время не общались, вопреки информации российских СМИ. И потом, у них достаточно покупателей в Европе и США, чтобы не связываться с капризной Россией. И не нужны Грузии такие мелкие алкогольные уступки. "Лучше верните целостность страны", - хотят тем самым сказать грузинские виноделы.
Ну не желают грузины поставлять вино в Россию, и ладно. Есть Молдавия, Крым, Абхазия и Северный Кавказ, где растет не менее вкусный виноград. А если уж кому-то хочется именно грузинского вина, так ведь его с позволения Онищенко можно будет ввозить и без участия жителей Сакартвело. Именно так, очевидно, подумал директор ООО "Центральный Кизлярский научно-исследовательский институт винодельческой, пивоваренной, безалкогольной промышленности и напитков" Дмитрий Шевелев. И подал заявку в Роспатент на 10 грузинских брендов - "Киндзмараули", "Хванчкара", "Алазанская долина", "Ахашени", "Цинандали", "Гурджани", "Гареджи", "Мукузани", "Напареули" и "Вазисубани".
Шепелев с прессой своими хитрыми планами не делится. Однако поскольку его НИИ ничего не производит, то логично предположить, что предприниматель готовит почву для эксклюзивного импорта грузинского вина в предчувствие "оттепели" от Онищенко. Тем более что сам Шепелев является советником гендиректора Гильдии поставщиков Кремля и главой представительства Кизлярского коньячного завода в Москве. А его новоявленный институт намерен заниматься сертификацией и контролем качества алкоголя. Это значит, что грузинских подделок на российском рынке больше не будет, за исключением допущенных этим ЦКНИИ.
Глава Моспатента Виктор Чернышев засомневался было, что Шепелеву дадут право на регистрацию вин, привязанных к географическим названиям. "Это все равно что зарегистрировать как товарный знак на коньяк или шампанское", - заявил он изданию "Маркер". Однако ради поставщика Кремля на нормы могут закрыть глаза. "Роспатент и не такое регистрировал", - признал Чернышев.
И вот тут-то тбилисские чиновники и прокололись со своим блефом о том, что не нужен им российский рынок. Грузпатент сегодня направил российскому лицензионному ведомству письмо с требованием не регистрировать грузинские бренды. "Указанные названия имеют грузинское место происхождения и защищены согласно всем международным нормам. Их регистрацию в качестве торговой марки исключает и российское законодательство. Эксклюзивное право производить эти вина имеет только Грузия", - заявил директор Грузпатента Ираклий Гваладзе. По его словам, подобные попытки в России уже были, но Роспатент тогда не дал права производить грузинские вина. Однако сейчас-то НИИ просит о регистрации лишь права распространения и продажи. Причин отказать ему нет никаких!
И тут Грузия попадает в ситуацию, аналогичную той, что сложилась с брендом "Хванчкара" в США. Как уже писала GeorgiaTimes, там эксклюзивным импортером чисто грузинской торговой марки оказался Геннадий Дозорцев, глава фирмы Dozortsev&Sons. Он вполне законным путем приобрел это право еще в 2006 году, как и право на продажу "Киндзмараули", зарегистрированное в 2002 году. Более того, грузинские компании-партнеры до сих пор весьма довольны одесситом-посредником.
Но вот пришло время, когда в Грузии поняли: вино - ничто, его имидж - все. И начали в экстренном порядке регистрировать свои бренды за рубежом. С одной стороны, это поможет бороться с фальшивками, с другой - принесет в казну дополнительные прибыли. Каждая легально произведенная в Грузии бутылка вина вскоре должна будет маркироваться, и покупателю придется за эту маркировку дополнительно выложить около 30 центов. Эти деньги пойдут уже не производителю, а грузинскому государству - за его усилия по защите торговой марки. А марки, соответственно, должны быть зарегистрированы в странах-импортерах.
С ЕС проблем при лицензировании грузинских брендов не возникло, а вот в США из-за Dozortsev&Sons Грузии отказали в регистрации "Хванчкары". Грузпатент был искренне возмущен и пригрозил компании судом. Сам Геннадий Дозорцев узнал об этом из СМИ и заявил американским журналистам, что располагает всеми необходимыми документами, подтверждающими его права. "А если грузинская сторона намерена сесть с ним за стол переговоров, это будет беседа не юристов, а бизнесменов", - передало его слова издание RUNYweb.com.
В целом тон его был достаточно миролюбивым: "Я не собираюсь препятствовать планам грузинских виноделов. И буду только рад, если прекратится сюда ввоз нечистоплотными бизнесменами некачественного грузинского вина. Мы очень хорошо относимся к грузинскому народу, любим Грузию и грузинские вина". Однако Дозорцев предупредил, что переговоры должны быть взаимовыгодными. "Они прислали письмо, в котором указали, что мы не имеем права регистрировать то, что принадлежит Грузии. В чем они ошибаются", - подчеркнул глава компании, отметив, что суда нисколечко не боится.
Грузинские СМИ, как обычно, все интерпретировали на свой лад и объявили, что Дозорцев готов уступить "Хванчкару" без боя. Однако его слова можно истолковать скорее как торговое предложение. А Грузпатент раскошеливаться не собирается. Кстати, глава ведомства Ираклий Гваладзе так и сказал: "В последние дни российскими СМИ была распространена информация, якобы Грузия планирует выкупить бренд "Хванчкара". Это не соответствует действительности, так как "Хванчкара" является собственностью Грузии, и ей нечего выкупать".
Так что война за "Хванчкару" в США все-таки состоится. И неизвестно, кто выйдет из нее победителем. А тем временем Шепелев возьмет на себя роль российского Дозорцева, и весь флирт грузинских виноделов с Онищенко пойдет насмарку. А, как полагают эксперты ЦИФРРА ("Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя"), именно этого и добивается НИИ-провокатор. Потому что многие в России на самом-то деле ни в какую ВТО не хотят, ибо ничего хорошего большинству отраслей российской экономики она не принесет. Вот и подзуживают, и злят Грузию, обзывая ее, как Онищенко, "национально-территориальным образованием", чтобы не дай бог не дала своего согласия на вступление "северной соседки" в члены глобального рынка. Даже жаль, что решается этот вопрос не в Тбилиси...