Да, по всем своим качествам, Грузия - это настоящий туристический рай. Небольшая страна собрала в себе все лучшее, чем должен обладать курорт: удачный климат, море и горы, роскошная природа, обаятельные местные жители. Недаром при Советском Союзе путевка в Сакартвело считалась наградой. А что сейчас? Грузинский туризм влачит жалкое существование, а власти мечутся то туда, то сюда, надеясь своими "прожектами" привлечь благосклонное внимание инвесторов.
Можно обладать морем и горами, природой и древними памятниками, но если у тебя нет средств, чтобы достойно встретить и разместить туристов, факт остается фактом - туристов не будет. Как бы ни была прекрасна страна, она не столь уникальна, чтобы ехать туда, очертя голову, рискуя столкнуться с полным отсутствием инфраструктуры.
Вот и пускаются власти во все тяжкие. То Саакашвили обещает за два года сделать из Батуми второй Лас-Вегас. Теперь вот глава департамента курортов и туризма Грузии Майя Сидамонидзе обещает, что в стране будет сделана ставка на экстремальный туризм. В частности, запланировано продвижение таких спортивных направлений, как спелеотуризм, канионинг и сафари.
Неясно, почему в списке нет альпинизма. Вероятно, ужасные русские "оккупанты", злобно зыркающие на Грузию с пограничных гор, способны, по мнению властей, напрочь отпугнуть трусливого туриста. Хотя странно: любители экстрима, вроде бы, по определению должны быть смелыми. Или грузинские власти думают, что храбрее их президента, драпавшего в 2008 году при звуке самолета, никого на свете нет?
Что касается всего остального... Спелеотуризм - вопросов нет. Любовь к пещерам проявил однажды даже сам грузинский лидер: взял и загнал не ожидавшее такого коварства правительство под землю ради проведения очередного заседания. Теперь-то понятно, что это был такой хитрый рекламный ход для иностранных спелеологов. Саакашвили вообще отличный пиарщик. То плавание рекламирует, то пещеры, то кукурузу. Не президент, а ходячий рекламный плакат.
Но сафари? Невольно задашься вопросом: а настолько ли богата живностью грузинская природа, чтобы увлечь привередливых туристов? Медведь, волк, лиса, благородный олень, косуля, кабан - прямо скажем, не слишком богатый и оригинальный выбор. Тем более, для европейских туристов, для которых ни косуля, ни лиса - не экзотика. А шансов наткнуться во время поездки на леопарда, джейрана или полосатую гиену - поистине ничтожна: эти виды стоят на грани вымирания. Есть еще пара видов белок. Возможно, ими планирует Саакашвили удивить искушенных заграничных гостей?
Охотничье сафари в Грузии отпадает сразу - строгие законы об отстреле животных не позволят развить это направление. Европейские охотники и рады бы побегать в Грузии с ружьем на перевес, потому что на родине это слишком дорогое удовольствие. Но нельзя. Чего уж там: даже грузинам запрещено отстреливать волков, нападающих на стадо. Который год мучаются, а законы все не меняются.
Национальное Агентство туризма собирается еще и создавать конкретные туристические маршруты: чего зря пропадать роскошным водопадам, каньонам и пещерам. Майя Сидамонидзе так и заявила: "главной целью проекта является популяризация данных маршрутов и реализация, как в стране, так и за ее пределами".
Хочется задать один-единственный вопрос: а откуда возьмутся деньги на все это туристическое пиршество? Право слово, Грузия со своими "прожектами" делает вид, что может черпать из какого-то бездонного долларового мешка. Но ведь никого не обманешь - это очередное обращение к инвесторам с надоевшей грузинской песней "дайте денег!".
А желающие расстаться со своими деньгами бизнесмены в Грузию идут неохотно. Не видят больших перспектив. Их можно понять: туризм в стране носит местечковый характер. Иными словами, в гости ездят только соседи и друзья. Армения, Турция, Азербайджан, Иран, Израиль, Украина и Эстония создают слишком маленький турпоток, с его помощью инвестиции не отобьешь. Для европейцев Грузия не особо привлекательна: маловато экзотики, да и сервис никакой.
Роскошный российский рынок туризма для Грузии пока закрыт наглухо. Увы. Русские туристы, считающиеся одними из самых богатых и щедрых в мире, мигом бы подняли грузинскую экономику на невероятный уровень.
На этом фоне слова про экстремальный туризм воспринимаются уже как желание грузинских властей полезть на стенку от безысходности. Вот они богатства, под ногами лежат. А денег нет. Ни на обустройство инфраструктуры, ни на рекламу. В прошлом году Сидамонидзе пыталась делать хорошую мину при плохой игре: нет средств - ну и не надо, масштабная рекламная кампания грузинскому туризму не нужна.
"У нас небольшой бюджет, но в рамках выделенных средств свободно можем осуществить те планы, которые предусмотрены в проекте. Это не подразумевает масштабные рекламы на CNN, мы специфически используем интернет- и медиа-ресурсы. Например, если хотим привлечь из Украины молодежь, реклама должна быть размещена в тех СМИ, которые работают на данный сегмент. В будущем будет осуществлен мониторинг результатов плана действий, что бы избежать лишних затрат", - рассказывала в сентябре прошлого года Сидамонидзе.
Но кого проведешь этой вымученной улыбкой? Грузинскому туризму нужна и добротная реклама, и детальная работа над инфраструктурой и маршрутами, и развитие сферы услуг. Сама себя Грузия за волосы из болота не вытащит, не Мюнхаузен. Никто из могущественных "партнеров" тоже не торопится помогать. Так и простоят древние грузинские монастыри и храмы - никем не увиденные, пещеры и каньоны - никем не исследованные. Потенциал у страны богатый, он позволяет навоображать да нафантазировать много. Жаль, на "воздушные замки" на реальных рынках спроса нет.