Мужчина и женщина

Грузинские барашки подорожали и ушли на экспорт

14236.jpegРезкое подорожание мяса опечалило грузинских потребителей. Внезапно цены скакнули вверх на тридцать процентов. Это неудивительно ввиду роста стоимости топлива и кормов. Но есть и другие факторы, которые правительство в силах изменить, чтобы не превращать любителей шашлыков и сациви в вегетарианцев. В Грузии нет антимонопольной службы, и тон в мясоперерабатывающей отрасли задают избранные бизнесмены. При этом производителям выгоднее экспортировать живых барашков и телят, нежели продавать на грузинских рынках.

В Грузии зафиксирован второй резкий скачок цен на мясо. Говядина стоит на рынках и в магазинах по 12-13 лари, что на 3-4 лари больше, чем было, сообщает "Бизнес Грузия". Предыдущее такое повышение произошло в октябре, как только было введено в строй новое предприятие крупнейшей мясоперерабатывающей компании "Ибермит" в Натахтари. Оно тесно связано с именем губернатора Мцхета-Мтианетского региона Цезаря Чочели, о чрезмерных бизнес-аппетитах которого неоднократно заявляли лейбористы.

Первый месяц работы скотобойни в Натахтари был обеспечен вводом монополии на убой скота. Без санитарной справки оттуда крестьянам запретили продавать мясо на рынках. Услуги мясокомбината и перевозки увеличили стоимость продукции, и цены поднялись с 7 до 10 лари за килограмм. Нововведение вызвало недовольство крестьян и экспертов, и забой в "Ибермите" стал необязательным. Однако цены уже не вернулись к первоначальному уровню, а теперь, по сравнению с сентябрьскими показателями, увеличились почти вдвое.

Бюджетные зарплаты и пенсии, между тем, остались на прошлогоднем уровне. Безработица все так же высока: более 16 процентов по стране и свыше 30 - в столице. Чтобы выживать, приходится экономить, и нация, в рационе которой мясные блюда всегда занимали важнейшее место, переходит на вегетарианскую диету. Спрос на мясо в Грузии сейчас упал на 50 процентов.

Производители мясной продукции и продавцы поясняют, что сами зависят от динамики цен на топливо и корма. Горючее особенно активно растет в цене в связи с событиями на Ближнем Востоке, а зерновые подорожали еще осенью, после того как засухи, пожары и ливни погубили часть урожая в странах-экспортерах, в том числе в России.

Но если на эти обстоятельства грузинское правительство повлиять не в силах, то проверить мясоперерабатывающую отрасль на наличие сговоров оно вполне могло бы. Как отмечает главный редактор газеты "Трибуна" Нана Девдариани, вся проблема в отсутствии в Грузии антимонопольной службы. Ее упразднили, чтобы облегчить ведение бизнеса. Это ударило по кошелькам простых потребителей во многих сферах - от мясопереработки до фармацевтики.

- Монополия "Ибермита" не состоялась на территории всей Грузии, комбинат не превратился во всеобщую скотобойню. Две бойни этой компании работают, конечно, но от идеи, что обязательно туда надо завозить скот, отказались. Было недовольство и много разговоров по этому поводу, - рассказала Девдариани в интервью GeorgiaTimes. - Но это не очень важно, потому что никто не контролирует подобные монополии, будь они регионального или федерального масштаба. К тому же сейчас крупный рогатый скот вывозят в Азербайджан и другие страны. И уже этот фактор обуславливает подорожание.

- Экспортировать выгоднее, чем продавать внутри Грузии?

- Иностранцы покупают мясо дороже. Люди поняли, что содержать скот, чтобы продавать недорого, просто нерентабельно. Соответственно, вывоз скота образует подорожание, потому что образуется определенный дефицит. Но картина, конечно, просто смешная, не будь она такой ужасной. Мы вывозим свежее мясо и закупаем мясо, замороженное тридцать лет назад. Порой его привозят с другого полушария Земли, но при этом оно дешевле местного.

В "Ибермите" тоже подчеркивают, что стоимость местного мяса зависит от объемов его экспорта за границу. А грузинских барашков и коров сейчас активно закупают Армения и Азербайджан.

В Ереване, правда, по сведениям армянских СМИ, никакого повышения цен на мясо пока не зафиксировано. Говядина даже стоит дешевле, чем в Грузии: 2300-2400 драм, или около 11 лари. Поэтому не исключено, что мясные реки развернутся в сторону Тбилиси. Да и вообще, по сведениям Комитета государственных доходов Армении, в прошлом году страна импортировала всего 123 килограмма свежего мяса крупного рогатого скота и 6,5 тысячи килограммов замороженного мяса.

Возможно, армяне с грузинами просто по-разному ведут подсчеты, и тбилисская статистика учитывает живой скот, а ереванская - нет. По данным Министерства сельского хозяйства Грузии, Армения в 2010 году была самым крупным импортером грузинских овец - закупила более полусотни тысяч голов. Столько же овец, по армянским данным, было вывезено из Армении в Иран, то есть Ереван лишь служил перевалочным пунктом для грузинских барашков. Кроме того, Тегеран приобретал овец и напрямую в Тбилиси, заняв второе место среди покупателей. За ним следуют, по грузинской статистике, Азербайджан, Ливан, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия и Катар.

Всего же в минувшем году Грузия продала за границу 160,5 тысячи овец - на сто тысяч меньше по сравнению с 2009 годом. Но это не значит, что грузины стали есть больше отечественного экологически чистого мяса. Просто объем экспорта за последние годы плохо сказался на воспроизводстве поголовья в самой Грузии.

Как заявил недавно в интервью газете "Резонанси" эксперт в сфере сельского хозяйства Паата Когуашвили, если вывоз барашков продолжится теми же темпами, а прирост отар останется на нынешнем уровне, скоро поголовье в Грузии упадет с нынешних 400 до 300 тысяч. Аналогичная проблема - и в отношении крупного рогатого скота, производство которого на душу населения уменьшается.

Между тем, отмечает Когуашвили, место качественного мяса на грузинских прилавках заменяет продукция "подозрительного происхождения, которая нас, может, и не травит, но нормальное государство своих граждан таким не кормит". Если следовать заветам Омара Хайяма, "ты лучше голодай, чем что попало есть". И раз уж натуральное мясо стало недоступным, то лучше перейти на лобио, чем питаться бразильскими мумиями.