В Грузии развернулась борьба за пост председателя Союза художников. На выборах большинство голосов набрал известный и обласканный заказами от властей Георгий Бугадзе, ректор Академии художеств. Однако проигравший ему Гурам Церцвадзе оспаривает победу конкурента. Понять причину некультурных споров вокруг культурного союза легко: предыдущий глава Союза художников неплохо зарабатывал на сотрудничестве с тбилисской мэрией, поэтому его и вынудили расстаться с постом.
Союз художников Грузии обрел нового главу, но скоро может опять его потерять. Выборы закончились скандалом. Из четырех кандидатов больше всех голосов - 131 из 312 возможных - набрал Гурам Церцвадзе. Однако идущий вторым Гия Бугадзе к своим 127 голосам присоединил семь голосов Гии Гугушвили, который тоже выставлял свою кандидатуру, но, сообразив, что ловить ему ничего, отдал своих избирателей. На третьем месте был Гоги Гураспашвили с 38 голосами, которые предпочел оставить при себе.
Церцвадзе, едва успев обрадоваться победе, оказался обойден Гией Бугадзе. Он категорически не согласен с таким итогом выборной конференции и собирается оспаривать решение счетной комиссии Союза в суде. Казалось бы, должность незавидная. У Союза художников нет даже собственной галереи, как в былые времена. Но как и в политике, в художественной среде грузины любят быть первыми.
Хотя есть и рациональные причины, по которым должность председателя Союза художников столь желанна. Она открывает большие возможности для получения выгодных заказов от органов власти. Так, предыдущий глава организации Гия Джамберидзе на деньги тбилисской мэрии издал художественные альбомы. Сколько он получил за это, остается тайной за семью печатями. На лицевой счет Союза, по словам Гурама Церцвадзе, не поступило ни тетри. "Кроме того, непонятно, по каким критериям были отобраны художники, чьи работы попали в альбомы", - заявил Церцвадзе, когда правление Союза попросило Джамберизде уйти с должности подобру-поздорову.
Материальные споры в Грузии способны рассорить даже культурных людей. Недавно похожий скандал сопровождал перевыборы в Союзе писателей, где прежнее руководство издавало поэтические сборники без отчетов.
У Церцвадзе уже был опыт руководства Союзом художников в роли сопредседателя. Но у Бугадзе есть другое преимущество - он любим властями и шел к новому посту по ступеням все возрастающей славы.
Прославился художник серией картин "Жизнь Картли". Его творческие интересы совпали с генеральной линией руководства страны, которое после развала СССР занималось национальным самоутверждением грузин.
Бугадзе, словно новый грузинский Микеланджело, занимался росписями и фресками. Он оформил купол библиотеки и конференц-зал Тбилисского государственного университета им. Джавахишвили, "Королевский зал" грузинского парламента, зал Министерства юстиции Грузии, конференц-залы педагогического и политехнического университетов, фасад универмага "Тбилиси".
Выставки его работ побывали и за рубежом. Там он тоже оставил свои "художественные автографы": расписал церковь Мартина Лютера в Берлине, "Зал Свободы слова" в американском университете Луизианы, грузинскую православную церковь в Париже. В 2004 году Бугадзе был избран ректором Тбилисской Академии художеств, которую закончил в далеком 1981 году.
Помимо преподавательской и художественной деятельности, он пишет книги по искусству и ведет на Общественном телевидении Грузии просветительскую программу "Ночные разговоры". Его фамилию также можно увидеть на театральных афишах: сын Лаша Бугадзе пишет пьесы, а отец в них часто выступает в роли художника-постановщика. Самым известным в России произведением Лаши можно считать рассказ "Первый русский". В нем Бугадзе-сын "похулиганил" с историческим прошлым. Мужа легендарной царицы Тамар Юрия Боголюбского он выставил в роли зоофила, за что был обвинен грузинами в осквернении святых.
Бугадзе-старший тоже с некоторых пор не жалует русских людей, даже интеллигенцию. После трагических событий августа 2008 года он выставил серию графики и мультимедийных изображений абхазских и осетинских храмов под названием "Ратом?" (Почему?). Этот вопрос был адресован России. Вскоре был найден и ответ. Бугадзе заявил, что имперскими амбициями были охвачены даже Пушкин, Толстой и Достоевский. Истинной дружбы с Россией, по его словам, у Грузии никогда не было, "русские всегда смотрели на нас свысока".
Впрочем, от политической жизни Бугадзе старался дистанцироваться, особенно когда оппозиция просила его поддержать акции протеста против режима Саакашвили. "Я вообще не вмешиваюсь ни во что. Не даю никаких оценок. У кого есть политические амбиции, пусть и присмотрит за делом. Я вижу, что для деятелей искусства там не место. Мы делаем дело вечности, а что делают они, я не знаю", - говорил он тогда. А в ответ оппозиционные газеты писали, что всю семейку Бугадзе спонсирует Сорос.
В январе ректор академии художеств принял-таки участие в политическом мероприятии, каковым можно считать выбор проекта памятника для города Гори, на место снесенного бронзового Иосифа Сталина. "Голыши" Тамар Квеситадзе, символизирующие одновременно жертв августа 2008 года и жертв сталинских лагерей, по словам Бугадзе, понравились сразу всем членам жюри.
Вместе с тем, Бугадзе нельзя назвать оголтелым сторонником Саакашвили, готовым поддержать все его "крестовые походы" против советского наследия. Так, комментируя решение правительства избавиться от символики СССР, художник пожалел здание парламента с серпом и молотом: "Оно ведь является шедевром архитектуры. Пусть это архитектура соцреализма. А господина Щусева, который является и автором Мавзолея Ленина, я считаю великим архитектором. И это наследие нужно беречь. Конечно, коммунистическая и фашистская символика вызывает у нас страшные ассоциации, но побороть эту символику нужно, прежде всего, внутри себя".
Трудно не согласиться в этом с грузинским мастером мирового класса. Но что он будет говорить теперь - на посту председателя Союза художников под постоянной угрозой лишиться своего места?