Всего два дня назад скачавшие с сайта грузинского МВД компьютерную игрушку "Полиция" смеялись над тем, как сильно расходится пафосная реклама с игровым процессом. То, что в анонсах преподносилось как возможность "осуществлять нормы закона" относительно преступников, на деле вылилось в банальный расстрел всего, что движется. Без зачтения прав, надевания наручников и безукоризненной вежливости. С рекламой получился очевидный промах - но не с игрой. Потому что на практике стражам порядка куда ближе грубая сила, чем уважение к правам граждан.
Оказалось, что МДВ практически не обмануло, и дети должны узнавать суровую правду жизни, так сказать, с младых ногтей. А чтоб дошло получше, дополнили компьютерную игру практическим занятием - показали, как обходятся реальные полицейские с реальными детьми. Судя по всему, настольной книгой рядового сотрудника грузинских правоохранительных органов является не "Дядя Степа", а нечто вроде "Сто лучших пыток и казней всех времен". Потому что подход у них соответствующий: дали дубинку - значит, надо колошматить.
Народный защитник Грузии Георгий Тугуши потребовал наказать начальника телавской полиции Шота Бежанишвили. Омбудсмен обвиняет его в том, что в отделении полиции, подотчетном ему, произошла совершенно дикая история. Полицейские задержали магазинного воришку и поволокли его в отделение. А по пути, чтоб не скучно было, избивали несовершеннолетнего парня, выбивая из него признание. В отделении еще добавили. Конечно, напуганный и избитый пацан признался во всем.
О выходке подчиненных узнал начальник полиции. Но у него оказались весьма своеобразные представления о том, как следует поддерживать высокое звание сотрудника грузинских правоохранительных органов. Которым до восторженного брызганья слюной гордится нынешнее руководство страны. А может, просто не захотел расстраивать кого-нибудь очень уважаемого "наверху", тем более что это чревато.
В общем, вместо того чтобы выпереть с работы обалдевших от вседозволенности подчиненных, он решил не выносить сор из избы. Радикально не выносить: Бежанишвили явился к избитому Малхазу и пригрозил попросту убить его, если он хоть где-нибудь, кому-нибудь, когда-нибудь вякнет о том, что с ним сделали в участке.
Малхаза отправили в колонию для несовершеннолетних, и он действительно молчал до поры - до времени, но правда все-таки выплыла наружу, когда в колонию явились сотрудники департамента превенции и мониторинга. В ходе проверки заключенных обнаружилось, что на теле Малхаза остались следы избиений. На парня насели - кто бил? И он "раскололся": били в полиции.
Учитывая невероятный пафос, с которым государство относится к вскормленной полиции, это настоящий провал. Тем более что все нынешние полицейские - фактически "крестники" Саакашвили, его гордость, его любимое достижение, которым можно хвастаться перед Россией, только начинающей свою МВДшную реформу.
Но в действительности выясняется, что показуха она и есть показуха. Улыбчивые, отутюженные полицейские украшают собой исключительно тбилисские улицы, а в глубинке царят волчьи законы. И удивляться тут нечему. Можно разогнать всю структуру, можно набрать новых сотрудников и положить им запредельные на общем фоне зарплаты, но сущность человеческую изменить нельзя. Тем более - как тут не озвереть, видя, что все блага и украшательства сыплются на столицу, а в провинции живи, как знаешь - фактически выживай.
Поэтому отчаявшиеся жители отдаленных от Тбилиси районов давно уже не верят в полицию и предпочитают решать проблемы по законам Дикого Запада.
Спросите, что стало с начальником полиции, так храбро угрожавшим избитому мальчишке? Что с его бравыми подчиненными? А ничего. К уголовной ответственности никто не привлечен, хотя дело отдано в Главную прокуратуру. Там заявляют, что дело Малхаза "находится в стадии следствия". А народный защитник Георгий Тугуши, который пристально следит за развитием событий, считает, что прокуроры небрежно относятся к расследованию фактов насилия над арестованными.
"Мы уточняем кое-какие детали. К уголовной ответственности пока никто не привлечен", - заявляет прокурор Тамаз Цабуташвили. Что это за детали, которые требуют уточнения, прокурор стыдливо умолчал. Вероятно, выясняют, чем именно били пацана в отделении - дубинками или табуреткой? Или, может быть, надеются прийти к выводу, что парень сам себя избил, кидаясь на железные решетки?